Будущее человека и общества по И.А. Ефремову


Вот дайджест идей романа-утопии И.А. Ефремова «Туманность Андромеды»:

«Переустроена природа планеты, улучшена природа человека. Выверена наследственность, убраны все огрехи, внесенные болезнями и неумеренной радиацией в эпоху Разобщённого Мира. Все люди от рождения здоровы, красивы, жизнерадостны и уравновешенны. Остальное даётся воспитанием. Герои Ефремова - сдержанные, дружелюбные, неболтливые люди (остроумие они  презирают, считают пустословием).

Сдержанны они и в любви, любовь больше похожа на спокойную дружбу единомышленников. Женщины во всем равны мужчинам, но превосходят их красотой, изяществом, мастерством в искусстве. Рождение двух детей они считают своим общественным долгом, но младенцы живут с матерью только до одного года. После этого детишек передают в школы нулевого цикла. Всех  циклов четыре - каждый на четыре года. Для акклиматизации они проводятся в разных частях света. Школьники старшего цикла шефствуют над малышами. Взрослые же, не только родители, но и любые почетные люди, выбираются наставниками. Окончание школы и гражданская зрелость отмечаются трудовыми заданиями - они торжественно называются «подвигами Геркулеса». Быть  медсестрой на острове Забвения предполагает девушка Рея. Юноши выбирают задания поопаснее и потяжелее - провести дорогу через хребет, выяснить причину появления больших осьминогов и истребить их.

Выполняя «подвиги Геркулеса», молодой человек определяет свои вкусы и выбирает первую специальность. Жизнь долгая, люди будущего успевают перепробовать пять-шесть профессий. Но везде они ценят творчество, во имя творчества даже сокращают сроки жизни. Ефремов придерживается распространенной, хотя и не всеми учёными принятой гипотезы о том, что  продолжительность жизни зависит от нервов. У творцов нервы расходуются активнее, эти люди живут не 150-200 лет, а вдвое меньше.

Творчество в работе, творчество в искусстве. Искусством, как и спортом, занимаются в свободное время, это не специальность. Историк Веда Конг поет, биолог Чара Нанди - прекрасный танцовщик. Ефремов подробно и с увлечением описывает празднества, например праздник Пламенных Чащ, названный так в память древнего индийского обычая. Вдохновенную главу автор посвящает музыке будущего. Называется эта глава «Симфония фа-минор, цветовой тональности  4,750 мю».

Естественно, в научно-фантастическом романе много говорится о науке будущего. Ефремов пишет о новой отрасли знаний - биполярной математике, основывающейся на идее о существовании антипространства рядом с пространством, а также и нуль-пространства между ними. С помощью  нуль-пространства герои произведения надеются преодолеть расстояния и время, сблизить непомерно далёкие звёзды.

Конечно, все эти величественные дела происходят в совершенном коммунистическом обществе. Народы давно объединились в единое человечество, государству не нужна более функция обороны, оно руководит только экономикой, не управляет, а направляет развитие общества. На планете имеется Совет Экономики, связанный с консультативными органами. Первый из них - Академия Горя и Радости («Только при возрастании радости или её равновесии с горем  считалось, что развитие общества идет успешно», - пишет Ефремов). Выводы этой Академии обрабатывает другая - Академия Стохастики и Предсказания Будущего. Стохастика и есть предсказание на основе статистики. Есть еще Академия Производительных Сил, Академия Психофизиологии Труда и особый Совет Звёздоплавания со специальной академией для связи с Великим Кольцом. Заседанию этого совета посвящена отдельная глава книги. Естественно, решения принимаются там коллективно, причем даже в процессе обсуждения слушатели  выражают мнение, включая зелёные или красные лампочки возле своих мест».

Гуревич Г.И., Беседы о научной фантастике, М., «Просвещение», 1991 г., с. 108-109.