Переопределение понятия «творчество» по Д.П. Мирандоле

«Флоренция, 1486 г. - вопросу о творчестве пять веков.

Самому же творчеству неизмеримо больше. Когда в африканском ущелье Олдувэй 1 750 000 лет назад люди выложили из кусков лавы ровную площадку, они совершили творческий акт.

Первое искусственное сооружение на Земле было создано. Пять веков и тысяча столетий  - разрыв фантастичен: сотни, десятки тысяч лет люди творили новое, но им и не приходило в голову приписать мощь творения самим себе.

Творила природа, обозначенная множеством божеств, одним божеством, тогда как человек мог лишь выявить и воплотить эту творящую силу.

Творчество было неотделимо от магического акта и само было магией.

Разумеется, чем более укреплялась цивилизация, тем чаще отдельным индивидам закрадывалось в голову подозрение, что творят они сами, с минимальной поддержкой таинственных сил извне или вовсе без подобной помощи. Но об этом лучше было молчать - культура не была готова спокойно отнестись к такой ереси.

С торжеством монотеизма слово Создатель стало званием божества и писалось с большой буквы.

Со времен Аристотеля то, что мы сейчас именуем творчеством, было принято называть «мимезис» - подражание.

Ни Данте, ни Петрарка не смели, не умели назвать себя творцами. Нужно было стечение множества обстоятельств, чтобы в экзальтированной атмосфере ренессанской Флоренции Пико делла Мирандола мог решиться на то, чтобы - оставив за божеством акт творения мира и человека - от имени божества всё остальное передать самому человеку: «Сам определишь свою натуру в соответствии с твоей свободной волей».

За пять столетий употребления смысл слова «творчество» оказался тривиализован, не так давно возникло и успело устояться мало что значащее выражение «творческая профессия». Однако проблема творчества оставалась, временами приобретая чрезвычайную остроту. Колоссальный груз созданного до нас отягощает сегодняшнее сознание; обширность того, что реально либо иллюзорно создается неново ежегодно, вызывает у профессионала головокружение, а унаследованная культурная норма срослась с человеческой натурой и требует: твори! Однако создать действительно новое удаётся нечасто, да и можно ли представить себе существование в культуре, где не было бы ничего устойчивого, ничего повторяющегося, где каждый шаг требовал бы разучивания заново! Творчество проявляется и опознаётся только через сопоставление с относительно устойчивым, единичного - со всеобщим, индивидуального - с родовым.

Торжество рационализма, декларированное XVIII веком, не отняло тайны у творческого акта. Со времён Ренессанса вопрос о творчестве остается «вечным», выражаясь в множестве других: что создаётся и что наследуется? что порождено приложением прежнего умения к новой ситуации, а что приводит к преобразованиию прежнего умения? что идёт от знания, что - от интуиции, которая сама является особой формой знания, что от случайности? почему одно провозглашается и признаётся творчеством сразу и едва ли не всеми, а другое опознаётся через десятилетия, в то и века?

- Несть числа подобным «опросам, и каждое историческое время, каждое поколение ищет на них свои ответы».

Глазычев В.Л., Эволюция творчества в архитектуре, М., «Стройиздат», 1986 г., с. 5-6.