«В «Атхарваведе» отразился переход к типу обрядности, часто упоминаемому в позднейших религиозных источниках - брахманах. Они содержат пространные прозаические описания и разъяснения сложных обрядов жертвоприношения. Различия в толковании подробностей привели к образованию нескольких школ, почитавших те или иные тексты, важнейшими из которых являлись «Айтареябрахмана» и «Шатапатхабрахмана».
В период, когда создавались брахманы, наблюдалось дальнейшее проникновение арийских пришельцев на восток и на юг. Центр их переместился из страны легендарных Куру и Панчала, расположенной в области нынешнего Дели, к горным районам Доаба вплоть до Матхуры. Впоследствии этот район получил наименование Брахмаварты, её традиции и обычаи должны были стать, согласно древнему своду законов, образцом и примером для всей Индии.
Носителями культуры в те времена были не все «дваждырождённые», монополию захватила высшая каста жрецов-брахманов. Здесь уже можно говорить об определённом закреплении кастовой системы. Знание крайне сложного и запутанного ритуала делало положение брахманов таким прочным, что они возомнили себя выше богов.
В «Шатапатхабрахмане» сказано: «Есть два вида богов - те, что являются богами, и те, что поют славящие их гимны, - боги в человеческом образе, брахманы. Между ними следует разделить жертву: богам - жертвенные дары, а человеческим богам - ученым брахманам - награду. Если эти два вида богов довольны, то они вознесут жертвователя на небо» (Шатапатхабрахмана 2, 2, 6; 4, 3, 4).
У брахмана было четыре обязанности:
- быть подлинно брахманского происхождения,
- вести себя соответствующим образом,
- славиться своей учёностью,
- а также помогать «созреванию людей», т.е. осуществлять жертвоприношения, которые гарантируют созревание людей для этого мира.
Но и люди по отношению к брахманам несли определённые обязанности - они должны были их почитать, делать им подарки, не имели права притеснять их, убивать. К их имуществу не мог прикасаться даже царь».
Элишка Мергаутова, Борис Мергаут, От Вед к Брахманизму, в Сб.: Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма, М., «Наука», 1969 г., с. 31.