Появление веры в городских богов на Древнем Востоке

«Религии Древнего Востока родились в конце IV тыс. до н.э. в земледельческих поселениях Египта, Месопотамии, Элама и Хараппы, возникших по берегам великих рек - Нила, Тигра и Евфрата, Каруна, Керхе и Инда. Все они имели общие черты как при возникновении, так и в своём развитии.

Во-первых, эти религии были результатом развития Homo sapiens, перешедшего от присваивающей экономики (собирательство, охота) к производящей (скотоводство и земледелие). Научившись окультуривать злаки, кочующие по земле скотоводческие общины стали получать гораздо больше продуктов, чем необходимо для выживания племени. Люди поняли, что заниматься земледелием выгодно, поскольку оно позволяет увеличить численность детей в семьях и поголовье скота в общине. Поэтому было решено никуда не уходить с плодородных мест, а осваивать их ресурсы как можно более основательно. Заниматься земледелием можно было только большими коллективами, потому что земля в жарком климате постоянно нуждалась в искусственном орошении и следовало проводить каналы, своевременно подающие на поля речную воду.

Люди, жившие ирригационным земледелием, сосредоточили все свои усилия на освоении небольших земельных участков, перестали мигрировать и поселились в хорошо защищённых поселениях, которые позже были ограждены стенами (откуда и название «город»). Если раньше люди верили в духов тех мест, через которые проходили, или поклонялись своим родовым богам, то в условиях осёдлой земледельческой жизни появилась вера в божество, объединившее племена в один город на основе не родовой, а трудовой солидарности общин. Такое божество уже можно назвать словом «бог» (хоть пока и с маленькой буквы).

Итак, первая особенность религий Древнего Востока - появление веры в городских богов, которым поклоняются наряду с богами-духами, животными, растениями и т.д.

Поскольку же каждый земледелец имеет собственное жилище, то и городской бог, разумеется, должен жить в своем доме. Поэтому первые города образуются вокруг храмов, находясь под их защитой и проявляя свою покорность воле бога. Бог, как и всякий человек, хочет есть и пить, красиво одеваться, слышать услаждающие слух мелодии, у него есть семья, которая желает того же.

И храмовый культ с его многочисленными праздниками и жертвоприношениями - это вторая особенность религий Древнего Востока.

В-третьих, живя долго на одном месте, земледелец привыкает к тому, что видит вокруг себя и над собой, замечает строгий порядок, царящий как в животном царстве, так и на звёздном небе.

Этот порядок согласуется с ритмами его жизни и с основными этапами его работы, что служит поводом для объявления сил природы и небесных тел покровителями земного бытия. Отсюда берут начало календарные ритуалы, в которых человек чувствует себя учеником и подражателем сил природы. Важнейшие из них - битва молодого вождя общины со старым, повторяющая весенние брачные состязания животных, священный брак, венчающий победу молодого вождя, и почитание бога плодородия, умирающего и воскресающего вместе с брошенным в землю зерном.

Храмы постепенно приобретают вертикальную ориентацию, все они - и пирамиды египтян, и зиккураты Месопотамии - становятся посредниками между верхом и низом, миром богов и миром живых тварей.

В-четвёртых, каждая религия Древнего Востока имеет собственную письменную традицию, а письмо позволяет не только усваивать старые истины, но и изменять их, отрицая или дополняя новыми мыслями. Поэтому религии этого времени впервые в истории получают возможность развития. Начавшись с ритуалов, они наполняются мифологическими сказаниями, принявшими впоследствии облик литературных текстов. С другой стороны, религиозные идеи Древнего Востока повлияют впоследствии на философские и этические учения античности и монотеистических религий.

Однако, начавшись одинаково и имея в основе своей общие свойства, религии Древнего Востока уходят далеко друг от друга по мере исторического развития народов. На древнем Ближнем Востоке поклонение силам природы, династическим и родовым богам берёт верх над почитанием созидательной власти правителя. В результате царь становится заложником бесчисленного количества внешних влияний, и единственная его забота - о личном благочестии и соблюдении всех необходимых ритуалов.

Религия такого типа никогда не выходила за рамки политеизма. В Египте, напротив, культ обожествленного правителя становится выше поклонения природе, а позднее и вовсе заменяется культом обожествлённого человека, познавшего тайну жизни и смерти. Здесь политеистические верования как бы сплотились вокруг сильного монотеистического культа правителя».

Коновалов А.В., Ранние формы религии / Религии мира / Под ред. М.М. Шахнович, СПб, Изд-во СПбГУ, 2005 г., с. 17-19.