Воспитание творчеством в коллективе по методике И.П. Иванова

«В каждую минуту коммунарского дня все без исключения ребята вынуждены думать о том, как сделать работу лучше, по-новому, самым изобретательным способом. Участвуют в «мозговых атаках».

Никаких призывов к творчеству! Никаких разговоров о творчестве! Но те, кто впервые попадает на сбор, страшно устают (все пишут об этом в анкетах) от непривычного умственного напряжения. Постепенно оно становится привычным, и тогда вокруг удивляются: где же таких ребят набрали? И учитель, случайно попавший на сбор, говорит: «Конечно, с такими ребятами что хочешь сделаешь, а вы попробовали бы с моими...»

Мы знаем художественное творчество, научное, техническое. Но ведь есть ещё один вид творчества, может быть самый важный: общественное творчество. Есть ведь творческое отношение к жизни вообще, оно может проявиться в отношениях с людьми и даже в самой рутинной работе. Творческий человек по-особому, изобретательно, с воображением делает всё: моет посуду, едет на работу, точит деталь и строит свою жизнь. (Насчёт «делает всё» - типовая ошибка И.Л. Викентьева).

Наконец, заметим, что проблема творческого отношения к жизни - это проблема качества работы. До тех пор пока не возникает вопроса «Как это сделать лучшим образом?», высокого качества работы и привычною стремления к нему быть не может.

Заслуга Фрунзенской коммуны в том, что она решительно поставила общественное творчество детей на первое место, объявила его целью: «Всё - творчески, иначе зачем?»

И она нашла способ обучать детей общественному творчеству. Обучать на материале, доступном и интересном детям.

Отметим немаловажное обстоятельство: в отличие от научного, художественного и технического общественное творчество индивидуальным быть не может, и потому оно создает прекрасные отношения внутри коллектива.

Коллективное творчество и коллективная организаторская деятельность немыслимы без взаимодействия, взаимоуважения, взаимной поддержки, без общего подхватывания самого малого проблеска мысли и самого малого усилия. Коммуна не раздаёт должностей, не взваливает на ребёнка непосильную организаторскую работу, не заклинает «все, все, все участвуйте», а пропускает ребят через бурлящие советы дела, каждому даёт частичную ответственность на короткое время и с немедленным результатом, так что не возникают даже и отношения руководства и подчинения. Тут отношения совместной ответственности.

Постепенно все оказываются в организаторах, все знают, как взяться за общее дело, как сделать работу лучшим образом; даже самые малые организаторские способности развиваются на глазах. Коммуна не учит командовать, не учит подчиняться, она учит работать сообща. В результате вырастают самые послушные на свете ребята: предложи им дело - и они тут же подхватят его без разговоров и пререканий. Предложи им не дело, ерунду какую-нибудь - вот тогда держись. Они будут самыми непослушными. Они не ищут удовольствий, не требуют, чтобы - всё было по их интересам. Условие одно: чтобы было Дело!

Как развивается человек? В испытаниях, которые устраивает жизнь и к которым он сам безотчётно стремится. Не случайно дети постоянно испытывают себя в играх, а порой - в опасных шалостях. Испытание - существеннейшая потребность растущего человека. Потому что оно требует мобилизации всех наличных сил и ещё некоторого сверхнапряжения в «зоне ближайших возможностей» (Л. С. Выготский).

Так появляется какой-то «плюс», какая-то прибавка. Если нет испытания, то нет и этого сверхнапряжения, нет и прибавки, роста. Где нет испытания, там нет и воспитания, там застой, болото. Между тем многие ребята, малоподвижные по природе своей, уклоняются от трудных испытаний или испытывают себя в очень узких сферах жизни, например только физически»
Сбор побуждает ребят испытать себя физически, нравственно, интеллектуально, духовно.

Соревнование, общий порыв заставляют ребёнка постоянно напрягаться, а значит, и развиваться, тем более что он не боится неуспеха: неудача никому не видна, ибо любая работа выполняется коллективно и как бы анонимно. И нет зависти, нет решительно никакой зависимости от взрослых или от кого-нибудь, нет даже и возможности «сделать карьеру». В коммуне все стараются блеснуть талантами, недаром старшие кажутся младшим богами. Лицо сбора, его уровень определяют самые талантливые. Но и менее способные вносят свой вклад, и никто не прекращает попыток «выиграть», ибо в коммуне соревнуются не за первое место (никаких «мест» и наград победителям!), а за то, кто больше радости доставит товарищам.

А радость - вот она, она без всяких жюри видна. Думай обо всех, старайся, изо всех сил старайся «сделать день» и «сделать сбор»! Это беспроигрышное состязание и лежит в основе мягкого, гуманного воспитания, при котором нет пострадавших и покалеченных, никого не надо «ломать». Чувство собственного достоинства всегда сохраняется и укрепляется у ребёнка, как бы он ни был слаб физически или творчески. Коммуна побуждает к росту, даёт возможность проявить себя. Воспитание и самовоспитание сливаются абсолютно - оттого, в частности, воспитание так эффективно.

Мы говорим, - что личность расцветает в коллективе. Это правда, но при условии, что коллектив творческий, как это бывает в научной лабораторий или в хорошей заводской бригаде. Для детского же коллектива это правило и вовсе непреложно. Детский коллектив - это коллектив, нацеленный на творчество, созданный для творческого труда и для обучения детей творческому отношению к своей и общественной жизни.

Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспособляясь к жизни, а преобразуя её вокруг себя.

Не стану говорить о том, что значит творческое отношение к любой работе для будущей жизни детей, и не стану говорить, что значит воспитание такого рода в наши дни, когда и хозяйственный, и жизненный уровень страны всё больше зависит от творческого потенциала народа».

Соловейчик С.Л., Воспитание творчеством / Воспитание по Иванову, М., «Педагогика», 1989 г., с.137-139.

 

Замечу, что подобные «творческие дела» развивают детей, но говоря образно, нельзя путать  «разминку» и серьёзные (небанальные) творческие результаты – см. Классификацию инноваций по Г.С. Альтшуллеру.