Теория «эстетического воспитания человека» по Фридриху Шиллеру

«Период дружбы Шиллера и Гёте приходится на самое тяжелое для обоих писателей время. Французская революция не оправдала надежд на возникновение царства разума. Германия оставалась в прежнем отсталом и раздробленном состоянии. Перспектив на улучшение социальных, политических и культурных условий не было видно. Ни Гёте, ни Шиллер не могли примириться с положением, в которое их поставило неблагоприятное развитие истории.

Идеалом обоих оставалась свобода, понимаемая в общем, как та форма существования, когда человек может жить в достойных его условиях. Великие идеи Разума и Просвещения сохранялись в сознании Гёте и Шиллера, но реального пути к осуществлению своего идеала они не видели. А надо было жить! Природа наделила каждого из них огромной творческой потенцией, но для обоих недостаточно было осуществить себя в художественном творчестве. Передовая культура XVIII века воспитала в них сознание неразрывной связи личности со всем человечеством.

Поиски выхода из сложившегося положения привели Шиллера к созданию теории «эстетического воспитания человека» - теории совершенно утопической и идеалистической по своему характеру, но было бы крайне несправедливо не заметить при этом истинного благородства побуждений, руководивших великим поэтом. Ему, как и Гёте, надо было сохранить себя, свой богатый духовный мир, найти способ существования в обстановке, в которой все честные люди задыхались от недостатка чистого воздуха свободы и культуры.

Но как уберечься художнику от порочности своего времени, окружающей его со всех сторон? - вот мысль, терзавшая Шиллера и Гёте. Ответ Шиллера гласил: надо презреть суждения этого мира. Сфера действительности отводится рассудку. Художник же должен стремиться к рождению идеала из союза возможного с необходимым. «Пусть он запечатлеет это в иллюзии и в правде, запечатлеет в игре своей фантазии и в серьёзности своих созданий, пусть выразит во всех чувственных и духовных формах и молча бросит в бесконечное время». Так рождается идея «царства эстетической видимости».

Обращаясь к истории, Шиллер вспоминает, что во времена Нерона и Коммода «человечество лишилось своего достоинства, но искусство спасло его и сохранило в полных значения камнях; истина продолжает жить в иллюзии...». Необходимо внутренне противостоять мерзости окружающего мира. Шиллер советует молодому человеку, решившему посвятить себя искусству: «Воспитывай победную истину в стыдливой тиши своего духа и вынеси её из себя в виде красоты, чтобы не только мысль преклонялась пред ней, но и чувства охватывали бы любовно её явление. И чтобы не пришлось ей брать с действительности образец, который ты должен дать, не вступай в опасное знакомство с действительностью ранее, чем будешь уверен в идеальном содержании своего сердца. Живи со своим веком, но не будь его творением: служи своим современникам, но тем, в чём они нуждаются, а не тем, что они хвалят».

Как может искусство возвысить человека, если его окружает убогая действительность и сам он поддался её влиянию, погряз в мелких интересах, подпал под влияние дурных вкусов? Разделяя с Гёте веру в человека, Шиллер продолжает свои советы о том, как должен художник относиться к людям: «Представляй себе их такими, какими они должны быть, если ты желаешь на них влиять, но представляй себе их такими, какие они есть, если тебе придется действовать за них». Иначе говоря, хорошо представляя себе реального человека, надо апеллировать к лучшему в нем. «Изгони из их наслаждений произвол, легкомыслие, грубость, и таким путем ты незаметно изгонишь это из их действий и, наконец, из помышлений. Где бы ты ни встретился с ними, схвати их благородными, величественными и одухотворёнными формами, огороди их отовсюду символами совершенного, пока наконец видимость не победит действительность и искусство -  природу».

Такова программа, намеченная Шиллером и принятая Гёте, ибо он своими путями пришёл к тому же. Этому стремлению к идеалу немецкая литература обязана появлением ряда выдающихся поэтических произведений. Их цель, как мы видим, - воспитание человека для свободной жизни. Конечно, идея Шиллера и Гёте была утопической. Они пытались воспитать свободного человека в условиях несвободы. Но назвать идею совершенно бесплодной тоже нельзя. И не только потому, что плодом её были прекрасные произведения литературы, но и потому, что книги Гёте и Шиллера оказывали реальное воздействие как на современников, так и на следующие поколения. История подтвердила, что человечеству нужны идеалы, и мысли о том, как жить, как остаться или стать человеком в условиях, мешающих этому, отнюдь не бесполезны. У человека одна жизнь, и он хочет прожить её по-человечески, несмотря на все препятствия. Это глубоко волновало обоих писателей. Гёте давно замыслил произведение о человеке, рвущемся из оков мещанской жизни. Теперь эта идея осветилась новым светом. Так родился роман «Годы учения Вильгельма Мейстера».

Аникст А.А., Творческий пут Гёте, М., «Художественная литература», 1986 г., с. 326-328.