Движение за Божий мир и крестовые походы…

«Численность населения в Европе росла, строились новые города, ремонтировались старые римские дороги, улучшалась торговля, быстрее распространялись идеи. Железный плуг и ветряная мельница вошли в обиход сельских жителей, и производительность значительно увеличилась.

Возникли излишки, позволявшие существовать новому классу людей, занятых не производством, а учёбой и преподаванием в университетах, монахи разъезжали по всей Европе, основывая монастыри.

Оксфорд и Кембридж тоже возникли как монастыри на болотистых, никому не нужных землях и постепенно превратились в города с собственным производством.

Впрочем, к XI веку рост населения привел и к некоторым проблемам - появились безземельные аристократы, лишённые средств к существованию. По закону все земельные владения семьи отходили к старшему сыну, а младшим не доставалось ничего, поэтому младшие отпрыски знатных семей не знали удержу в стычках за поместья и титулы и не щадили даже церковную собственность. Чаще вспыхивали междоусобные войны, несмотря на введенное церковью движение за Божий мир.

Движение за Божий мир возникло в X веке и запрещало военные действия по определённым дням и против определённых категорий граждан (духовенства, невооружённых штатских, церквей, а также церковных земель и владений). Движение быстро распространялось и помогло несколько ограничить разгул рыцарства.

Если бы удалось переключить внимание христианского общества на бесчинствующих на Востоке тюркских кочевников и собрать молодых рыцарей под знамена Христовы во имя спасения Его восточных владений, то в Европе стало бы гораздо спокойнее и положение церкви усилилось бы. Идея была гениальная.

Урбан II и его коллеги прекрасно знали, что население охвачено религиозным пылом: только в XI веке во Франции было построено полторы тысячи новых церквей. Однако именно из-за этого пыла папа не мог открыто заявить о своих целях. Спасение братьев по вере в Малой Азии само по себе вряд ли воодушевило бы достаточное количество добровольцев, а если объявить поход на Иерусалим, то энтузиазм рыцарей перехлестнул бы через край: поход продолжался бы до тех пор, пока войско Христово не вырвет Гроб Господень из рук язычников и не зальёт могилу Христа слезами - всё остальное рассматривалось бы как поражение. […]

Паломничество на Святую землю было сопряжено с огромным риском из-за войны и грабежей на дорогах, каждый мусульманский правитель требовал с путников выкуп за право продолжить путь, и всё же некоторые закалённые путешественники - и путешественницы - ухитрялись дойти до цели и затем докладывали о ситуации Риму и Константинополю. Кроме того, римская церковь получала сведения от итальянских мореходов и от монашеских общин, находившихся в дружеских отношениях с сарацинами. К примеру, орден госпитальеров даже сумел (с помощью подкупа) обосноваться в Иерусалиме. […]

Решили, что основная часть добровольцев отправится в путь после окончания сбора урожая, то есть во второй половине августа, и соберется в Константинополе, где император Алексей Комнин обеспечит их питанием и жильём на зиму, а весной они выступят в поход против неверных.

Многие считали, что папа пошёл на очень большой риск: во-первых, турки могли нанести рыцарям сокрушительное поражение, во-вторых, в случае победы возникла бы угроза власти Рима. Не станет ли освобождённый Иерусалим соперником престолу святого Петра или даже новым центром христианского мира? Однако Урбан II об этом не задумывался, искренне опечаленный страданиями собратьев по вере на Востоке и захваченный идеей прекратить междоусобицы в Западной Европе, отправив избыток знатной молодёжи в поход во имя достойной цели.

Кроме того, неугомонные норманны из Южной Италии займутся освобождением Святой земли и наконец-то оставят в покое Константинополь».

Хажир Теймурян, Омар Хайям. Поэт, бунтарь, астроном, М., «Аст», 2010 г., с.274-276 и 294-295.