Сценарий творческой жизни Мадонны (Чикконе)

«Вся семейная жизнь Чикконе сосредотачивалась вокруг детей. Мадонна часто ссорилась с братьями, соревнуясь за родительское внимание, - это впоследствии повлияло на её отношения с мужчинами.

«Я считалась слабачкой, потому что использовала различные женские уловки, когда хотела добиться своего, - говорит Мадонна. - Мои старшие братья дразнили меня, а я всегда ябедничала на них отцу». На разрешение детского конфликта ушли годы, и даже нынешние внешне мирные отношения певицы с братьями совсем непросты. Если бы Мадонна Старшая осталась жива, возможно, отношения в семье не были бы столь напряжёнными. В 1959-м родилась Паула, и Мадонна утратила статус единственной дочери. В 1960-м появился Кристофер, а в 1962-м родилась Мелани. Затем в семью Чикконе пришло горе. Мадонна Старшая находилась при смерти. Когда она была беременна Мелани, врачи обнаружили у неё рак груди. Многие считали, что причиной болезни явилась работа с рентгеновскими лучами - защитные передники тогда редко использовались. Лечение отсрочили до рождения Мелани, но после родов было уже слишком поздно. Детей передали на попечение родственников: их мать была настолько истощена, что не могла присматривать за ними как следует.

Для пятилетней Мадонны, только начинающей осознавать себя и свое место в мире, это было трудное время. Как старшая дочь, она стремилась к независимости, но в то же время нуждалась в родительском внимании. Ребёнком Мадонна доставляла родителям немало хлопот. Она помнит, как мать убирала в доме, драила пол, стоя на четвереньках. «Она часто ругала нас. Мы вечно мусорили, были ужасными детьми. Я помню, что испытывала по отношению к матери смешанные чувства». Мадонна говорит, что любила мать, но толком не знала, как себя вести. «Думаю, я изрядно мучила её. Маленькие дети часто ведут себя так с теми, кто их любит. Я дерзила своей матери».

Мадонна Старшая всё больше слабела, и это вызывало недоумение её дочери. Мадонна часто вспоминает, как измученная болезнью мать пыталась заснуть на диване, а она колотила её по спине, ожидая хоть какой-то реакции. Когда девочка увидела, что мать плачет, она смягчилась. «Я почувствовала, что гораздо сильнее её. Я была очень маленькой, я обняла её и ощущала, как её тело содрогается от плача. Она казалась мне ребёнком»... Это был переломный момент. Испугавшись хрупкости своей матери, Мадонна на всю жизнь получила отвращение к слабости. «Я поняла, что можно поддаться унынию, а можно взять себя в руки и верить, что всё наладится».

Несмотря на снисходительность по отношению к детям, Мадонна Старшая была очень стойким человеком. Её вспоминали как «всепрощающую» и «ангелоподобную». Бывшая танцовщица и любительница классической музыки, она была грациозна, уравновешенна и обладала изрядной внутренней силой. Она шутила с детьми, старалась поддерживать порядок в доме, но боль давала о себе знать. Её то и дело забирали в больницу. В декабре 1963 года, спустя девять дней после убийства президента Кеннеди, она умерла. Ей было всего тридцать лет.

В подростковом возрасте Мадонна увлекалась стихами Анны Секстон. Вместе с сёстрами она обсуждала, что Секстон похожа на их мать. Поэзия лауреата Пулицеровской премии была ей близка, потому что поэтесса исследовала проблемы творчества, жизни и смерти. Как у многих женщин, которыми восхищалась Мадонна, от Сильвии Плат до Вирджинии Вулф и Фриды Кало, жизнь Анны Секстон была очень сложной, она постоянно боролась с депрессией и терзалась внутренними переживаниями. Как и у всех этих женщин, её творчество было очень личным, почти биографичным, порой в нём сквозил чёрный юмор. В 1974 году Секстон совершила самоубийство. Она выпустила восемь сборников поэзии; её стихи отличаются ритмичностью, высоким романтизмом и проникнуты феминистскими настроениями. Лаконичный язык и смелый взгляд в лицо смерти окажут влияние на творчество Мадонны. Тогда, в начале семидесятых, для девочки-подростка, которая пережила смерть матери и искала ответы на вопросы, поэзия Секстой была скорее утешением, особенно стихотворение «Мадонна», рассказывающее о смерти матери Секстон от рака.

Церемония прощания с Мадонной Старшей состоялась в церкви Посещения Девой Марией Святой Елизаветы, там, где супруги венчались восемь лет назад. Покойная лежала в открытом гробу и была похожа на ангела. Образ нарушала только одна деталь. Её рот «выглядел смешно», отметила Мадонна много лет спустя. Кошмарное видение матери в гробу преследовало её долгие годы, она воспроизвела его в чёрно-белом клипе «Oh Father». Посмертное молчание Мадонны Старшей было очень символично. Домашний ангел, смиренная мученица, теперь она не могла говорить, не могла рассказать дочерям правду о своей жизни, не могла стариться, не могла выразить свою слабость и неуверенность, не могла поделиться мудростью. Осталось лишь несколько бесценных фотографий, нечто вроде кинолетописи семейных торжеств, отснятых на плёнку «Супер-8», и воспоминания о стремлении к недостижимому совершенству.

Неудивительно, что творчество Мадонны проникнуто желанием выразить себя и выговориться. «Я не успел ничего сказать, её было не остановить», - вспоминает Нейл Теннант, вокалист «Pet Shop Boys», в начале 80-х он интервьюировал певицу для «Smash Hits». Многие друзья отмечают её словоохотливость, готовность поделиться переживаниями. В интервью она многословна, чётко излагает свои мысли, словами пользуется как щитом, пытаясь защититься от людей, «насилующих её душу».

С этого момента Мадонна начитает свой путь как автор песен. С «детских рифм», как отмечает бывший бойфренд Мадонны диджей Марк Кармин, дионисийского праздника любви и танца, мира героев и ангелов. Затем последует период поиска и бунта, настанет время вопросов о сексе, эротике и религии, а потом произойдёт духовное преображение, придут сомнения и новое осознание некоего превосходства. Чего не будет, так это спокойствия.

Жизнь Мадонны строилась как противопоставление жизни матери. Если молчание матери означало смерть, значит, ей нужно было говорить. Если болезнь матери означала сон, опасный потому, что во сне можно умереть, значит, она должна была бодрствовать. Если тело матери ослабло во время болезни, значит, Мадонна всегда должна поддерживать своё в прекрасной форме. Она выбирает танец не только для самовыражения, но для того, чтобы показывать физическую силу, чувствовать себя живой, существующей в настоящем. «Иногда мне кажется, что я собираюсь жить вечно, - заявила Мадонна. - Я не хочу умирать. Смерть таит в себе неизвестность. Я не хочу идти в темноту, которую она скрывает». Она избегала наркотиков и алкоголя, потому что всё, что усыпляет сознание, является маленькой смертью, угрожает сосредоточенности и мешает понимать, что к чему. Один из друзей Мадонны говорит, что она никогда не рефлексирует. «Ей не интересно, что она делала на прошлой неделе, уже не говоря о том, что было десять лет назад. Сделав что-то одно, она сразу переходит к другому».

Мадонна рассказывает, что после смерти матери она «быстро взрослела» и училась полагаться только на себя. По словам психолога-новатора Джона Боулби, «самое неприятное качество мёртвого тела животного или человека - это его неподвижность. Следовательно, что может быть более естественным для ребёнка, который боится умереть, чем непрестанное движение». Боулби также идентифицирует гиперактивность и ярко выраженное стремление к самостоятельности как нарушение, вызванное детским переживанием смерти. Вопреки этому мнению, перенесшая смерть матери пятилетняя девочка заболела агорафобией. Стоило ей выйти на улицу, как её тошнило, и она все время старалась держаться поближе к отцу, едва ли не вцеплялась в него, пытаясь успокоиться. «На протяжении пяти лет после её смерти мне каждую ночь снилось, что кто-то нападает на меня и хочет задушить». Мадонна стала «опекуном поневоле» (определение Боулби), присматривающим за братьями и сестрами на правах «младшей матери». Пока отец оставался скорбящим вдовцом, она продолжала исполнять эту роль. Много лет спустя она объявила себя матерью своих танцоров - так поступают многие хореографы, желающие сохранить коллектив.

Исполненный скорби Тони Чикконе с головой ушёл в работу. Чтобы было кому следить за хозяйством и присматривать за детьми, Тони нанимал домоправительниц. Но, как и гувернантки в семье фон Траппа из «Звуков музыки», они не задерживались дольше нескольких месяцев. Так продолжалось до тех пор, пока на работу не поступила строгая, но добрая Джоан Густафсон. Джоан вернула Тони к жизни - через шесть месяцев они поженились. Восьмилетняя Мадонна не могла этого пережить. Не успев оправиться от потери матери, теперь она лишилась и отца, с которым у неё были особые отношения. С этого момента её эмоциональная жизнь сделалась крайне напряжённой. Это заметно по семейным фотографиям, на которых девочка-подросток с распущенными волосами до пояса властно держит руку отца, меж тем как её лицо выражает неуверенность. Нерешительность мучила её, но вскоре печаль сменилась гневом. Она восстала против мачехи Джоан, отказываясь называть её мамой и жить по её правилам. Со смертью матери Мадонна обрела некоторую свободу. «Мне кажется, что я могла выражать себя не стесняясь, оттого что у меня не было матери. Женщин обычно воспитывают покорными, пассивными... учат, что быть лидером должен мужчина, - говорит Мадонна. - Обычно мать объясняет, как вести себя. А я совершенно не знала никаких норм и правил». Мадонна росла, не имея перед глазами примера для подражания, но благодаря этому у неё сформировался свой взгляд на мир. В 1976 году поэтесса-феминистка Адриана Рич написала: «Мать продолжает жить в нас как жертва, как рабыня, как мученица». Будучи абсолютно безупречной христианкой и матерью семейства, Мадонна Старшая являла образец самоотречения. «Католицизм - это мазохистская религия. Иногда моя мать меня по-настоящему шокировала. Она была очень набожна, до фанатизма», - вспоминает Мадонна.

Мадонна Старшая происходила из франко-канадской семьи янсенистов. Янсенизм - это интерпретация католицизма, предложенная в семнадцатом веке бельгийским священником Корнелиусом Янсеном. Будучи продуктом Реформации, янсенизм совмещал католицизм и пуританство, его характеризовало мрачное, пессимистичное видение жизни. Как сказал Ричард П. Макбрайен, «янсенизм придерживался учения о предопределении и ратовал за строгие моральные нормы христианского поведения. Первородный грех обратил человеческую природу ко злу, следовательно, все, что к ней относится, является злом. Помилование даётся очень немногим». Янсенизм был очень популярен во Франции, он являлся основой образования будущих священников, а во франкоязычную Канаду его завезли европейские переселенцы. «Одержимость идеей аморальности секса в американской католической церкви доватиканского периода, -  продолжает Макбрайен, - и крайне щепетильное отношение к причастию (причащались редко и только после исповеди) обусловлены... именно влиянием янсенизма».

В Мадонне, конечно, очень сильна итальянская кровь, но французское влияние со стороны матери оказалось доминирующим. Французский католицизм задавал тон, был источником мирового католицизма. Мать будущей певицы верила в возможность достижения святости, считала необходимым ежедневное очищение совести. Теория первородного греха заключается в том, что человек с рождения отдален от Бога и что верующему необходимо вернуться к Богу посредством молитвенного труда. Для Мадонны Старшей каждый день в каком-то смысле был шагом навстречу смерти, так как загробное существование зависело от того, как она проведет земную жизнь. Религиозная практика - будь то строгий пост или коленопреклоненная молитва на рассыпанной крупе, или же сон на жестком ложе, подразумевала претерпевание боли. Хотя Мадонна Старшая была добра к детям, ей была свойственна и строгость, она со всей серьезностью относилась к материнству как к призванию. «Моя мать была религиозной фанатичкой. В нашем доме все время находились монахини и священники. Не знаю, насколько любопытной была моя мать, пыталась ли она узнать, что происходит за занавесом, мне же всегда интересно, что кроется за фасадом... Моя мать была уверена, что все делает правильно, так что, может быть, это у нас общее». Маленькая Мадонна впитала в себя атмосферу благочестия. В Страстную Пятницу её мать всегда закрывала все домашние иконы и религиозные статуэтки красной тканью. «Пока Христос не восстанет из мертвых. Этот обычай казался мне немного странным, но красивым», - рассказывает Мадонна. Был случай, когда к ним в дом зашла женщина в джинсах, и мать также набросила на статуэтки Святого Сердца тканевые накидки. Об этом «происшествии» напоминает обложка альбома «Like А Prayer» (1989), на которой изображена ширинка джинсов Мадонны. Джинсы с расходящейся молнией также присутствуют на обложке сингла «Express Yourself». Во времена молодости Мадонны Старшей ношение джинсов считалось святотатством. Наличие в доме изображения Святого Сердца приравнивалось к присутствию священника. Христианский писатель Джозеф Чинничи поясняет: «Это очень важное событие, когда изображение Святого Сердца размещают в почетном месте и вся семья дает обет молиться... это акт, направленный против развода, атеистического образования, нарушения святости брака и «компании, проводимой кинематографом и прессой против христианских стандартов благочестия». Обычно девочки начинают отделяться от матерей в пубертатный период. Мадонне же пришлось проделать это в более раннем возрасте.

Со смертью матери Мадонна обрела психологическую свободу, несвойственную для девочки её возраста. Психиатры Луиз Эйхенбаум и Сьюзи Орбах говорят: «Родив дочь, женщина как бы воспроизводит себя. Она должна подготовить её к жизни, к тому, что ей придётся заботиться о других. Сознает ли она, что должна подготовить свою дочь к тому, что её будущее место в обществе - это место гражданина второго сорта?»

Женщина учится у матери подавлять собственные потребности и этому же учит дочь. Вместо того чтобы воспринять такое противоречивое материнское послание, Мадонна перенесла функцию посланника на отца. Согласно Эйхенбаум и Орбах, «отец является связующим звеном между ребёнком и окружающим миром, через него дочь должна познакомиться с этим миром».

Люси О’ Брайен,  Мадонна: подлинная биография королевы поп-музыки, СПб, «Амфора», 2012 г., с. 24-31.