Интриги сотрудников художественного училища Марка Шагала

В 1919 году Марк Шагал назначен уполномоченным Коллегии по делам искусств в Витебской губернии и им открывается художественное училище.

Вот как об этом вспоминал сам художник:

«В Губисполкоме выпрашивал субсидию из городского бюджета.

Председатель демонстративно спал все время, пока я докладывал.

А в самом конце пробудился и изрёк:

- Как по-вашему, товарищ Шагал, что важнее: срочно отремонтировать мост или потратить деньги на вашу  академию Искусств?

Субсидию я всё же получил, с помощью Луначарского. Тогда председатель стал требовать, чтобы я, по крайней мере, был ему подотчётен. Грозился тюрьмой.

Но тут уж я отказался наотрез.

Иной раз ко мне являлись и другие комиссары. Твердя себе, что это просто пацаны, напускающие на себя важный вид, хоть они и стучат на собраниях багровыми кулаками по столу, я шутливо толкал плечом и шлёпал пониже спины то девятнадцатилетнего военкома, то комиссара общественных работ. Оба они, здоровенные парни, особенно военком, быстро сдавались, и я победно ехал верхом на комиссаре.

Это весьма укрепляло уважение городских властей к искусству. Хотя и не помешало им арестовать мою тещу, в числе других зажиточных земляков, за то лишь, что они не были бедны. Где только я не побывал, обивая пороги! Дошёл до самого Горького. Не знаю, какое впечатление я на него произвёл.

Войдя, я увидел на стенах до того безвкусные картины, что усомнился, не ошибся ли я дверью. Лежа в постели, Горький поминутно харкал то в платок, то в пепельницу.  Он терпеливо выслушивал мои фантастические идеи об искусстве, разглядывая меня и пытаясь угадать, кто я такой и откуда взялся.

Я же забыл, зачем пришёл.

Каждого, кто изъявлял желание у меня работать, я тотчас великодушно зачислял в преподаватели, считая полезным, чтобы в школе были представлены разные художественные направления.

Один из таких людей, которого я назначил ни много ни мало директором, только и делал, что отправлял посылки своему семейству. На почте и в райкоме пошли нехорошие разговоры о преподавателях, которых набрал товарищ Шагал.

Другая сотрудница была не прочь пофлиртовать с комиссарами и охотно принимала их милости. Услышав нечто подобное, я приходил в ярость.

- Да как вы можете! - напускался я на свою подчинённую.

- Но, товарищ Шагал, я же ради вас стараюсь... чтобы вам помочь... - не без ехидства отвечала она. Ещё один преподаватель, живший в самом помещении Академии, окружил себя поклонницами какого-то мистического «супрематизма».

Не знаю уж, чем он их так увлёк.

Был у меня ученик, который клялся в верности и преданности, считал меня чуть ли не мессией. Но, став  преподавателем, перекинулся к моим врагам и, как мог, честил и высмеивал меня.

У него появился другой бог, которого вскоре он так же предал и покинул.

Или взять вот этого: мой старый, еще со школьной скамьи, приятель.

Я позвал его в помощники. Раньше он работал в какой-то конторе. Чего ради, подумал я, он там торчит, только время теряет. И забрал к себе. Друг был счастлив. И в благодарность не замедлил примкнуть к моим хулителям.

Обязанности администратора заставляли меня работать до глубокой ночи. Движимый священным рвением, я призывал следовать своему примеру остальных, но они кисли и клевали носами.

А потом зубоскалили, издеваясь над этими ночными бдениями, над порядками в школе, над моими привычками и убеждениями.

Впрочем, и я терпением не отличался, что правда то правда. Давал кому-нибудь слово, но, заранее зная, что скажет оратор, бесцеремонно перебивал его. Мне хотелось совместить воедино академию, музей и общественные студии.

Не терпелось, чтобы всё заработало.
И я не щадил ни себя, ни других.

В конце концов, отложив дрязги друг с другом, они дружно ополчились на меня.

В городе же я стал знаменитостью и успел выпустить не один десяток художников».

Марк Шагал, Моя жизнь, М., «Аст»; «Зебра Е», 2010 г., с. 187-189.