Изумрудная скрижаль, приписываемая богу Гермесу Трисмегисту

Впервые «Изумрудная скрижаль» опубликована в Европе в 1541 году.

Это древний трактат, который согласно легенде, был оставлен богом Гермесом Трисмегистом (он же – бог Тот / Тевт) на пластине из изумруда в недрах египетского храма. По другой версии – трактат был найден в храме бога Гермеса Аполлонием Тианским.

«Согласно легендам, откровение, лежащее в основе древнеегипетской цивилизации, принадлежит человеку, вошедшему в историю под именем Гермеса Трисмегиста - Трижды великого.

Обожествлённый под именем египетского Тота, бога мудрости, счёта и письма, он вошёл в еврейскую (Енох), греческую и римскую мифологии - в последнюю под именем Меркурия.  По словам Платона, вложенным в Федре в уста Сократа,  он (Тевт или Тот) первый изобрёл число, счёт, геометрию, астрономию, игру в шашки и кости, а также письмена.  Он увеличил продолжительность календарного года с 360 до 365 дней. […]

Для египтян Тот воплощал в себе творца культуры и богочеловека, главным откровением которого стала идея единого Бога.

Для греков Тот-Гермес уже не просто величайший изобретатель (письменности, счёта, порядка звезд, гармонии природы и звуков, лиры), но герметист и мистик, основоположник герметических наук - магии, астрологии, алхимии и т. д.

Тот и жена его Маат олицетворяли в Египте истину, порядок, в том числе - государственный, пульсацию жизни и смерти, вечность души, возрождающей тело при переходе из одной жизни в другую. Можно полагать, что, подобно иудейским пророкам, Тот и Маат символизируют переход от обожествления природных сил (шаманизм) к духовным возможностям самого человека - познанию через откровение. Именно с Гермесом Трисмегистом принято связывать идею единого духовного мира и единого Бога как его воплощения. В этом смысл герметизма (от имени Гермеса) - существования тайной доктрины, предназначенной только для посвящённых (для всех остальных - официальный политеизм).

Герметический корпус представляет собой собрание приписываемых Гермесу речей (трактатов), опубликованных на греческом языке во II-III веках н. э. (чаще других цитируется Изумрудная скрижаль), в которых автор излагает полученное им сверхъестественным путём Божественное откровение.

Чаще всего это краткие и ёмкие по смыслу изречения, содержание которых можно постигнуть после  медитативного погружения в текст или специальных комментариев посвящённых.

Греческие книги Гермеса Трисмегиста принято считать компиляциями Александрийской школы, но на самом деле корни этой школы уходили гораздо глубже греческих и христианских традиций - к эзотерике Фив и Мемфиса, оккультизму жрецов Аммона и индийской теософии, в несколько иных формах существовавшей на берегах Ганга.

Фактически Гермес отразил древнейшее учение о Боге-Слове, предвосхитившее христианство и записанное на папирусах Книги Мёртвых, четыре тысячелетия охранявшихся египетскими мумиями.

Это свидетельствует о том, что дорийская теософия, дельфийская мудрость и пифагореизм расцветали на хорошо удобренной почве, часто не осознаваемой самими греческими мудрецами, в том числе Платоном.

Изумрудная скрижаль открывается словами: «Правильно, верно без лжи и несомненно истинно».

Принято считать, что таким образом зашифрован метод познания, включающий три этапа:

- правильно: получение достоверного чувственного восприятия;
- верно без лжи: выделение истинной части из полученной информации путём мыслительной активности;
- несомненно истинно: подтверждение полученного знания путем непосредственного обращения к Богу в результате мистического акта единения.

Последняя операция самая главная, но в полной мере доступна лишь пророкам, посвящённым. Герметизм, эзотерика, мистериальность подразумевают необходимость не только посвящения, но обучения приёмам самосовершенствования и единения, целью которых является слияние адепта с Богом, дающее высшее познание.

Как и во всех других духовных учениях, путь начинался с постижения законов этики. Формулировки их в различных учениях могут меняться, но суть всегда остаётся той же. Она сводится к искреннему и безусловному отказу от каких-либо эгоистических намерений и готовности посвятить себя служению духовному развитию человечества. Несоблюдение, хотя бы частичное, этого условия всегда ставит непреодолимые преграды на каком-то этапе развития, а поскольку оно сопровождается приобретением большой силы и способности к магическим действиям, неполное соблюдение этических законов может привести к катастрофическим последствиям для самого адепта и для окружающих. Именно поэтому эзотерические учения всегда держались в тайне, и посвящение в них достигалось только после строжайших испытаний. В Египте это были мистерии Исиды. Они сопровождались реальной опасностью для жизни адепта. Египетские жрецы проходили 4 степени посвящения, соответствующие овладению различными духовными качествами. […]

Почти всё, что мы знаем о трудах Гермеса, исчезнувших во время пожара в Александрии, дошло до нас благодаря Стромату Клемента Александрийского, одного из немногих летописцев языческой мудрости, труды которого не поглотили прошедшие тысячелетия. Клемент сообщает, что из 42 известных ему книг Гермеса 36 посвящены философии и теологии египтян, а шесть - медицине, фармацевтике и анатомии. Главный труд Гермеса - Книга Тота, в которой дан ключ ко всем другим сочинениям, а также содержатся секреты грядущего возрождения человечества. Книга буквально испещрена иероглифами-символами, скрывающими тайны египетских жрецов, в ней даны способы, позволяющие смертным увидеть Бессмертных (на современном языке - практика «расширения сознания»).

Существует версия, согласно которой Книга Тота не погибла, а была сохранена цыганами, изгнанными из храма Серапиума, и в измененном виде дошла до нашего времени в виде книги Тарот - 78 листов с эмблемами, положенными в основу гаданий на одноименных картах».

Гарин И.И., Что такое мистика? в 2-х томах, Том 2, М., «Терра – книжный клуб», 2002 г., 397-401.

 

Есть версия, что все книги, приписываемые Гермесу, были написаны греками примерно в III-ем веке до нашей эры, а не переведены с египетских источников…