Параметры / измерения знания по Абрааму Молю

«Вплоть до XIX века делались попытки в основном «одномерного» анализа знаний.

Аристотель, Ф. Бэкон, Ампер и Огюст Конт являются представителями доктрины, которая нашла своё завершение (и вместе с тем зашла в тупик) в универсальной десятичной классификации.

Всякая классификация знаний должна быть многомерной, то есть должна осуществляться в пространстве многих измерений.

При этом проблема из практической области смещается в сторону выяснения природы этих измерений. Математика наталкивает на мысль, что, поскольку классификация знаний должна опираться на понятие соседства, она может быть выражена и тем, что называется алгебраической структурой. Это означает, что система, выражающая классификацию знаний, может практически содержать очень большое число параметров. […]

Сделаем краткое резюме: мы попытались выяснить, какие измеримые параметры следовало бы выделить, чтобы охарактеризовать культуру, понимаемую как некий «архетип», из которого вытекают различные материальные элементы того, что мы назвали «памятью мира», то есть «книжной стены». Эта стена - материальный свидетель, с помощью которого мы постигаем сеть знаний, приводящую в движение логосферу. Следовательно, проблема выделения параметров культуры не отличается от проблемы выделения параметров каталога универсальной библиотеки. Если быть ещё более точным, это схематичное описание в обобщающих терминах всеобщей энциклопедии человеческих знаний, современной версии мифа об Энциклопедии, который является одним из динамических мифов сегодняшнего мира. «Универсальная документалистика», идею которой вынашивают различные социальные организмы, по крайней мере в научном плане, была бы лишь конкретным приближением к этому недостижимому по определению идеалу.

Итак, типичные измеримые параметры, которые нам удалось выявить, таковы:

1. Топографический параметр - параметр, выражающий положение в пространстве некоторой классификации. Он служит для обобщения знаний и может распадаться на некоторое число «подпространств» (примером чего может служить «эвристическое» подпространство, соответствующее проблеме изучения того, каким образом уже существующее знание может способствовать формированию новой идеи, - процессу, в котором в качестве подпараметров используются методы мышления и экспериментальная техника).

2. Значимость, измеряемая параметром частоты (как часто человеческий разум обычно использует то или иное понятие).

3. Измерение степени абстрактности, связанное с «читабельностью» или лёгкостью восприятия совокупности символов человеком, обладающим средним коэффициентом интеллектуальности.

4. Измерение степени соседства, то есть числа областей, смежных с отдельным элементом знания. Этот параметр связан с прегнантностью рассматриваемой мыслительной формы. Что касается материальных документов, составляющих «книжную стену», то здесь следует добавить:

5. Измерение уровня специфичности данного документа, производимое с помощью величины, обратной площади «поля знаний», покрываемой документом».

Абраам Моль, Социодинамика культуры, М., «Комкнига», 2005 г., с. 61 и 66.