Каноника Эпикура

«Эпикур делил науки на физику, гносеологию (в терминологии Эпикура -  канонику) и этику. «Без естествознания нельзя приобрести неомрачённые наслаждения», - говорил Эпикур, отсюда необходимость изучения природы. […]

От всех вещей постоянно идет истечение их образов (разреженных копий). Образы предметов проникают в наши органы чувств и вызывают ощущения.

Вещи постигаются посредством души, состоящей из особо тонких и подвижных атомов.

Так как душа «разлита» по всему телу, то ощущения вызывают движения частиц души, находящиеся поблизости, а те передают его другим. Образ предмета в душе остается в мысли. Память есть сохранение этого образа; процесс познания состоит в мысленном сравнении одного образа с другими. При этом индивидуальные черты объектов стираются, остаётся общее - именно так образуются понятия».

Гриненко Г.В., История философии, М., «Юрайт-Издат», 2007 г., с. 114-115.

 

Возможно, термин «каноника» происходит от названия утраченного произведения «Канон» (в трёх книгах) Демокрита. Сам Эпикур всегда отрицал влияние Демокрита на своё учение и отрицательно отзывался как о Демокрите, так, впрочем, и о многих других философах...