Обзор различных моделей личности по И.С. Кону

«Наша небольшая историко-философская увертюра, отнюдь не претендуя на полноту, имела целью показать, как формировались, сменяя и дополняя друг друга, разные грани понятия «Я» и представления о его природе.

У Декарта «Я» - абстрактный субъект познания, у Локка - внутреннее чувство, у Юма -  совокупность сменяющих друг друга самоощущений, у Фихте - всеобщий субъект деятельности.

Кант связывает самосознание с нравственным идеалом, Гегель прослеживает его возвышение от единичности к всеобщности.

Фейербах восстанавливает в правах чувственно-телесную природу «Я», подчёркивая одновременно его диалогичность.

Наконец, Маркс ставит индивидуальное «Я» в связь с конкретным процессом жизнедеятельности индивида, а через неё - со всей совокупностью общественных отношений, продуктом и субъектом которых этот индивид является.

«Я» становится, таким образом, узловой точкой претворения социального в индивидуальное и обратно».

Кон И.С., Открытие «Я», М., «Политиздат», 1978 г., с. 28.