«Мем» как модель единицы культуры? по последователям идей Ричарда Докинза

«Хотя Доукинс как создатель концепции «мема», заслуживает нашего уважения, он, тем не менее, не взял на себя ведущую роль в пропаганде «мема» как единицы культуры.

Его место заняли такие исследователи, как американский философ Даниел Деннет (1991,1995), американский антрополог Уильям Дюрэм (1991) и британский психолог Сьюзан Блэкмор (1999), которые восприняли и энергично отстаивали необходимость использования «мема» как термина и концепции. Эдвард О. Уилсон (1998), известный биолог Гарвардского университета, также согласился с термином «мем», хотя его определение, на первый взгляд, отличается от большинства остальных.

Мем описывается с помощью множества разнообразных подходов, что, естественно, осложняет положение. Вероятно, было бы лучше попытаться установить, которое из этих определений указывает путь или может стать полезным для реального введения концепции в научный оборот. Доукинс предлагает нам следующее определение мема:

«Мем следует рассматривать как единицу информации, хранящуюся в мозге […] подобно генетической информации, содержащейся в ДНК. Его фенотипический эффект, напротив, является следствием, обращённым вовне. Воздействие мема на фенотип может реализоваться в форме слова, музыки, визуальных образов, стилей одежды, мимики или жестов, навыков, таких, как умение выбить пробку из бутылки или лепить пирожки. Они представляют собой внешние проявления (видимые, слышимые и т.д.) существования мема в мозге. Они могут восприниматься органами чувств других индивидуумов и оставить такой отпечаток в сознании принимающих информацию, что копия (не обязательно точная) первоначального мема запечатлевается в воспринимающем мозге. Новая копия мема распространяет фенотипический эффект, следствием которого является последующая репродукция копий с самого себя в чужом сознании»  Dawkins R., The Extended Phenotype. Oxford, 1982. р. 109.

Ещё ранее, рассмотрев несколько примеров, Доукинс сделал предположение относительно того, каким образом мемы могут действовать в качестве культурных репликаторов:

«Подобными примерами мемов могут служить мелодии, идеи, поговорки, фасоны одежды, способы изготовления керамики или строительства арок. Гены воспроизводят себя в генофонде, передаваясь от тела к телу через сперму или яйцеклетку, так и мемы распространяются через «мемофонд», переходя из мозга в мозг с помощью процесса, который, в широком смысле, может быть назван имитацией. Если ученый слышит или читает об интересной идее, он передает её своим коллегам и студентам, упоминает о ней в статьях и лекциях. Если идея прививается  (становится модной), она, можно сказать, размножает сама себя, распространяясь от мозга к мозгу» Dawkins R.,  The Selfish Gene. Oxford, 1976, р. 206.

Дюрэм описывает мем следующим образом: «Я полагаю, что он (мем) представляет собой реальную единицу социально передаваемой информации, независимо от формы, размера и внутреннего строения.

Мы знаем, что всякий раз, когда культура меняется, некие воображаемые единицы усваиваются, а варианты гомологичной альтернативы отсутствуют. Это и есть единица, которую я называю «мем»; её другие формы или проявления можно в дальнейшем разделить на две категории.

Первая и наиболее содержательная группа включает все варианты, которые даёт мем - его «голомемы» (Типовой экземпляр вида (мема) - Прим. И.Л. Викентьева) - независимо от того, задействованы они все, или нет. Другими словами, голомемы отражают всеобъемлющий характер культурных хранилищ генетической изменчивости данного мема, включая любые скрытые или неясно выраженные формы.

Вторая, и более важная для наших целей, группа, «алломемы»  (осознанная параллель термину «аллель» в генетике), отсылает нас к подмножеству голомем, которые реально используются хотя бы несколькими членами сообщества как нормы поведения в соответствующих обстоятельствах. Для иллюстрации алломема можно использовать примеры разнообразных форм брака...» Durham D., Consciousness Explained  1991, р. 189.

Для Деннета мем есть «мельчайшая единица, которая точно и результативно воспроизводит себя».

Уилсон определяет мем как «центр пересечения (узел) семантической памяти и его корреляты в деятельности мозга. Если концепция (мельчайшей распознаваемой единицы), суждение или схема определяют сложность идеи, поведения или артефакта, то степень их взаимосвязи способствует продолжению культуры в целом».

Сторонники мема попытались объяснить многочисленные биологические и культурные черты человека, от эволюции человеческого мозга, речи, сознания,до формы брака и религии, впадения в транс и потлача у коренного населения Америки. […]

… для того, чтобы применить общую схему Дарвина к культурным изменениям и эволюции, необходимо определить, как действуют процессы культурного отбора. То есть, нужно выяснить, что из себя представляют единицы изменчивости, единицы культурного отбора, и что такое культурное соответствие?...»

Гарри Чик, Единицы культуры,  в Сб.: Системные исследования культуры / Научный ред. В.С. Жидков, СПб, «Алетейя», 2006 г., с. 120-122 и 127.

 

Замечу, что в отсутствии умения моделировать сложные процессы, обычно пытаются использовать модные (очень точное слово!) штампы. В данном случае это случилось с мемом…