Причины отрицательного отношения к философии по А.С. Кармину

«Будучи не в силах разобраться в том, что философы делают, обыденное сознание относится к философии как к далёкому от жизни, ненужному и бесполезному занятию.

Представление о бесплодности философии варьируется - от допущения, что она всё же имеет какой-то смысл, до полного отрицания её права на существование.

Ещё во II в. римский писатель Авл Геллий советовал читателям: «Ознакомиться с философией нужно, но углубляться в неё не следует».

У К. Чапека в повести «Фабрика Абсолюта» изобретатель Марек говорит: «В философии я ни шиша ни смыслю, для инженера она лес тёмный, но что-то всё-таки в ней есть».

А героиня одной из современных повестей (А. Курочкин, «Смерть экзистенциалиста») замечает: «В наше время философией интересоваться нельзя. Можно или жить ею, или жить без неё. А флиртовать с ней вредно для здоровья».

Однако в художественной литературе зачастую образ философии предстает в гораздо более мрачных красках.

Г. Флобер в сатирическом «Лексиконе прописных истин» дает рекомендации, отражающие принятые в обществе взгляды: «Философия - следует издеваться. Метафизика - смеяться над ней: это служит доказательством высокого ума».

«Системы, подобные Кантовой или Гегелевой, ничем существенно не отличаются от тех карточных пасьянсов, с помощью которых женщины разгоняют тоску существования» (А. Франс, «Сад Эпикура»).

О том же говорит и герой рассказа современного югославского писателя А. Шоляна «Как я стал астрологом»: «Читаю философию. И что же я вижу... Философы эти хвалёные пишут так, словно на картах гадают. Все, правда, сходятся в одном, говорят, дальше будет лучше. Ну, да ведь и я это своим клиентам обещаю».

В русской культуре XIX-XX веков пренебрежительное мнение о философии нашло выражение у многих писателей.

Символичен образ заблудшегося философа у Гоголя в «Вие»: «Философ, пошаривши ногами во все стороны, сказал наконец отрывисто: «А где же дорога?»».

Достоевский в романе «Братья Карамазовы» устами семинариста Ракитина убеждает: «Ты о расширении гражданских прав человека хлопочи лучше али хоть о том, чтобы цена на говядину не возвысилась; этим проще и ближе человечеству любовь окажешь, чем философиями». А в одной из «Записных тетрадей» Достоевского есть запись: «Что такое философ? Слово философ у нас на Руси слово бранное и означает: дурак».

В романе Н. Островского «Как закалялась сталь» один из персонажей - грузчик - вспоминает, как некий гимназист рассказывал ему, что «чёрт знает когда в Греции были такие учёные, что много о себе понимали, называли их философами... Лучшим спецом из них считался тот, кто сорок раз докажет, что чёрное - то белое, а белое - то чёрное. Одним словом, были они брехуны». И на экзамене в университет он отвечал так: «Философия... это одно пустобрёхство и наводка теней. Я, товарищи, этой бузой заниматься не имею никакой охоты»».

Кармин А.С., Культурология, СПб, «Лань», 2006 г., с. 495-496.  

 

Отличия бытового и научного мышления по И.Л. Викентьеву