Интуитивное ощущение желаний публики, выработанное Марлен Дитрих

«Шаманство её жестов не вызывает сомнений: каждый на вроде бы неизвестном тебе языке, прочитывался без труда, каждый рассказывал о том, о чем в песне не было и слова, и при этом был красив и гармоничен.

Известный критик Джордж де Мурье говорит о ещё одной особенности Марлен-художника. Скорее не об особенности, а о способности её ежевечерне знать, что сегодня нужно зрителю, вроде бы выполнить его желания и в то же время волшебным образом сделать его не до конца удовлетворённым, жаждущим новой встречи. Это тоже искусство, и очень, очень древнее.

Эпикуровский слоган золотой середины гласил: «Я ухожу с пира удовлетворённый, но не пресыщенный». Мудрость, достойная восхищения.

Как Марлен достигала этого? Понимала, что рациональный путь не годится? Она как-то сказала, что только в тот момент, когда выходит к публике, может почувствовать, какой зал собрался сегодня. А дальше всё шло непроизвольно и необъяснимо на словах.

Опять колдовство и шаманство? Оставим их. Но как объяснить, что чувство зала безошибочно диктовало ей, что ждет сегодня зритель, что она может сегодня дать ему, зрителю, а не залу, потому что Марлен поёт для каждого в отдельности, для каждого, кто пришел её слушать. И этот каждый непонятным образом ощущал себя на свидании с женщиной, которого ждал.

- Так было всегда? - спросил я.

- Что вы! Сначала я вела себя как школьница, пришедшая провалить экзамен, - с иронией заметила Марлен. - Павильон отучает от публики, её начинаешь бояться. Это только перед солдатами в войну я сразу стала смелой, но там был долг и отступать невозможно, да и публика это особая: на фронте она встречала радостным воем и свистом каждого, хоть крокодила. Скажи только, что он - привет с родины…»

Скороходов Г.А., Пять вечеров с Марлен Дитрих, М., «Олимп»; «Астрель», 2010 г., с.15-16.

 

Замечу: благодаря большому опыту выступлений, начиная с 1942 года,  Марлен Дитрих научилась интуитивно «чувствовать зал»…