Размежевание / разделение исследований в научной школе И.П. Павлова

«… умение помочь молодому исследователю понять свой манёвр - признак настоящей научной школы, К сожалению, далеко не все нынешние коллективы исследователей обладают этими признаками.

Я не хочу противопоставлять свою молодость молодости нынешних исследователей, начинающих свой путь в науке, и утверждать, что «в наше время и холера была не та». Но, к сожалению, мне не раз приходилось видеть лаборатории и даже институты, где что ни сотрудник, то свои методы, своя тема и подчас столь крупная, что для её настоящей разработки нужны были бы усилия целого коллектива.

При такой энциклопедической проблематике руководитель коллектива оказывается в положении, при котором о большей части исследуемых вопросов и применяемых методик он не может судить не по-дилетантски, ибо объем специальных знаний по каждой проблеме слишком велик. А ведь о подлинном исследовательском коллективе, о научной школе говорить можно лишь, когда люди объединены общим направлением работы.

В этом плане образцом могут быть школы И.П. Павлова и моего учителя А. Ф. Самойлова. У Павлова место каждого сотрудника в общем деле было чётко расписано. Он точно знал ход любой работы, приходил на опыты к ученикам и ругал их за каждую небрежность или неточность. Он ценил и самостоятельность мышления, и инициативу, но допускал её только в пределах основного направления.

Стоило сотруднику выйти за эти пределы, как перед ним ставилась дилемма: либо пожертвовать возникшей идеей, либо уйти из павловской лаборатории.

И, кстати, так получилось с Александром Филипповичем Самойловым. Павлов очень высоко оценил его с первых же дней их знакомства, принял его в свою лабораторию, сам обучал оперировать собак. Тем не менее, поскольку Самойлова тянуло к «проволочной физиологии» - так Павлов в шутку называл электрофизиологические исследования, Александру Филипповичу пришлось через два года уйти в другую лабораторию, к Сеченову.

Замечу, что наша наука от этого не проиграла, потому что в дальнейшем Самойлов положил начало школе отечественной электрофизиологии и клинической физиологии. До конца дней он и Павлов относились друг н другу с самым искренним уважением. Но размежевание было необходимо ради интересов дела...»

Парин В.В., О вероятном… О невероятном, М., «Наука», 1973 г., с. 275.