Эксплуатация человеком природы по Теодюлю Рибо

«1. Эксплуатация сил природы происходила сообразно возможности их подчинения.

2. Распространение или расширение орудий труда происходило в направлении возрастающей сложности и возрастающего совершенства.

По наблюдению Л. Бурдо, человек направляет свою творческую деятельность на естественные силы, пользуясь ими в следующем порядке.

а) Силы человеческие, единственные доступные распоряжению человека в период первобытного и дикого состояния.

«Прежде всего, человек изобрёл оружие; даже самые примитивные племена изобретали орудия нападения и защиты, употребляя для этого дерево, кости, камни. Потом оружие стало специальными инструментами: палка - рычагом, кастет - молотком, каменная секира - топором и проч. Постепенно образовался арсенал инструментов. «Уступай большинству животных во всякой работою, которую нужно выполнять посредством наших органов, мы превосходим их, как только пускаем в дело наши инструменты. Если грызуны своими острыми резцами лучше нас режут дерево, то мы превосходим их при помощи топора, ножниц, пилы. Некоторые птицы, обладающие крепким клювом, продалбливают ствол дерева, но бурав, сверло, пёрка делают то же самое лучше и быстрее. Нож предпочтительнее зубов плотоядных для разрезания мяса; мотыга копает землю лучше, чем лапа крота, лопатка штукатура пригоднее бобрового хвоста для приготовления и кладки цемента. Вёслами мы соперничаем с плавниками рыб, парусом - с крыльями птиц. Прялка и веретено позволяют нам подражать работе прядущих насекомых и проч. Следовательно, человек воспроизводит и резюмирует в своих технических искусствах разрозненные совершенства животного мира. Он даже превосходит их, так как пользуется в качестве орудий такими средствами и такими комбинациями действий, которых не существует в организмах» (цит. соч., с. 45-46).

Маловероятно, чтобы большинство этих изобретений возникло из сознательного подражания животным, но и при такой гипотезе остаётся широкое поле для работы  индивидуальной и творческой. Человек сознательно сделал то, что природа создает путями, которые от нас ускользают. Таким образом, некоторые метафизики могли утверждать, что творческое воображение в человеке заменяет творческие силы природы.

б) Во время пастушеского периода человек подчинил себе и дисциплинировал животные силы.

Животное - готовая машина, которую остается подчинить себе. Эта дрессировка вызывала разного рода изобретения, от нужной упряжи до телег и путей сообщения, по которым они двигаются.

в) Затем естественные двигатели (воздух и ветер) послужили новым материалом для человеческой изобретательности: мореплавание, водяные и воздушные мельницы, служившие сначала для молотьбы зерна, а потом для других целей (валять сукно, пилить, поднимать молот и проч.).

г) Наконец, следуют плоды зрелой цивилизации, искусственные двигатели: взрывчатые вещества (порох и все его производные или заменители) пар, давший такие блестящие результаты».

Теодюль Рибо, Опыт исследования творческого воображения / в Сб.: Болезни  личности. Опыт исследования, Mинск, «Харвест»; М., «Аст», 2001 г., с. 335-337.

 

Обычно, обозрев эксплуатацию природы, на этом и останавливаются... Но есть следующая стадия: взаимодействие человека и мира техники