Классификация музыкантов на: мастеров искусства и ремесленников по Ференцу Листу

«Да будет мне, прежде всего, позволено для приближения к предмету моей статьи сослаться на превосходные рассуждения о музыке в «Музыкальном словаре» Руссо и повторить здесь суровые слова женевского философа, в известной мере объясняющие и оправдывающие, быть может, кажущееся излишним сказанное выше.

Он говорит: «Название музыканта одинаково приложимо и к тому, кто сочиняет музыку, и к тому, кто ее исполняет. Музыканты древности, как Орфей, Терпандр, Стесихор, были перворазрядными поэтами, философами и ораторами. Так, Боэций удостаивает имени музыканта не того, кто рабски исполняет музыку при помощи своих пальцев или своего голоса, но того, кто путём размышления и исследования овладел этой наукой. Из этого следует, что для достижения высшей ступени выразительности в ораторской, изобразительной или живописующей музыке необходимо предварительно подвергнуть совершенно особому изучению человеческие страсти и язык природы. Музыканты же наших дней, по большей части могущие лишь читать ноты и исполнять некоторые песенки, едва ли будут оскорблены тем, что их не считают великими философами».

Как бы то ни было, мы, не пытаясь здесь давать философское или лингвистическое определение понятию «музыкант», подразделяем людей этого искусства вместе с Жан-Жаком и всеми людьми на три класса: исполнителей, композиторов и педагогов.

Правда, последних Руссо не упоминает, по-видимому, в его время еще не было той массы индивидуумов, которые, не творя и не исполняя, содействовали искусству окольным путём - добыванием возможно большего дохода от уроков. Также казалось бы вероятным, что столь обширная музыкальная критика должна была образовать ещё четвёртый класс музыкантов, господствующий над остальными; но так как до сих пор наши учёные мужи и судьи, исключая нескольких достойных уважения и сведущих людей, не нашли достойным старания изучить что-либо, помимо семи ступеней гаммы, то я, из боязни оказаться невежливым, не прилагаю к ним обычного имени «музыканты»; эти господа безусловно ставят перед собою более высокую цель!..

Поэтому мы остаёмся при приведённом выше подразделении музыкантов на три класса: исполнителей, композиторов и педагогов - и предоставляем публике различать по таланту великих и малых, классиков и романтиков, даровитых и бездарных, обычных и необычных, а в нравственном отношении - художников и ремесленников.

Эти два понятия - художник и ремесленник - едва ли нуждаются в пояснении. Быть воплощением нравственной чистоты и гуманности, приобретя это ценой лишений, мучительных жертв, служить мишенью для насмешек и зависти, - вот обычный удел истинных мастеров искусства.

Что же касается тех, кого мы назвали «ремесленниками», то о них не стоит особенно беспокоиться.

Мелкие повседневные делишки, жалкое удовлетворение тщеславия и одобрение узкого кружка обычно достаточны, чтобы наполнить их высокозначимое я самовлюблённостью. Они говорят высокопарно, зарабатывают деньги и занимаются самовосхвалением. Правда, публика подчас остается в дураках - ну, так что же из этого!»

Ференц Лист, О положении людей искусства и об условиях из существования в обществе / Избранные статьи, М., «Государственное музыкальное издательство», 1959 г., с. 25-27.