Выбор более легкого варианта развития – пример И.И. Соллертинского

«И.И. Соллертинский не был только музыковедом, театроведом или литературоведом, но кем-то безмерно большим, ибо подходил к явлениям искусства, как целостному, гармоническому единству. Музыканты относились к нему настороженно: никто не отрицал его феноменального таланта и знаний (ещё бы!), но кое-кто скорбел из-за того, что он растрачивает силы в разных областях, не умеет сосредоточиться на чём-то одном.

Соллертинский мог бы применить к себе горькие слова Листа: «Люди не прощают художнику, если он стремится проявить себя в разных сферах. Горе ему, если он окажется равно талантлив во многих областях. То, что разрешается любителю, запрещено, под страхом отлучения от касты, профессионалу».

Литературоведы не прощали Соллертинскому «измены» филологии, некоторые музыковеды считали его чужаком.

Страдал ли от этого он сам? Думаю, что да, хотя мне и не довелось беседовать с ним на эту тему. Соллертинский, при всем кажущемся скепсисе и иронии, был легко раним душевно. Он мог, конечно, целиком посвятить себя одной только области, но едва ли, по самому складу натуры, Соллертинский был способен на это, хотя и помнил завет Гёте: «В ограниченье познается мастер».

Нет, он не разбрасывался. Универсализм являлся основным качеством его ума и таланта, ненасытимое любопытство и жажда знания исключали возможность сосредоточить свои силы только на одной области. Безмерно горько, что десятки замечательных, оригинальных замыслов так и остались неосуществленными!

Проводи он больше времени за письменным столом и меньше на трибуне оратора, на заседаниях художественных советов, в аудиториях и лекционных залах, вероятно, он написал бы много больше.

Но невозможно представить себе И.И. Соллертинского вне постоянного общения с аудиторией,- а она за годы его деятельности составила несколько сот тысяч человек, ведь он прочитал огромное количество лекций и докладов, - как невозможно представить себе и эту аудиторию 30-40-х годов без него.

Иван Иванович не был «скупым рыцарем», накопителем богатств; с царственной щедростью он делился ими. Он неустанно осуществлял титаническую просветительную миссию, не прекращая её ни на один день. Для него общественное служение было выше личных интересов. Познакомить слушателей с неизвестными им шедеврами для него было важнее создания книг…»

Гозенпуд А.А., Художник и учёный, в Сб.: Памяти И.И. Соллертинского: Воспоминания, материалы, исследования / Сост.: Л.В. Михеева, Л.-М., «Советский композитор», 1974 г., с. 15.

 

Выбор: чтение лекций для десятков (или сотен) людей, либо написание книг для десятков тысяч людей, И.И. Соллертинский, судя по всему, решил в сторону первых... Замечу, так – легче.