Богостроительство, преодоление смерти и сверхличная жизнь по А.В. Луначарскому

«Луначарский считал, что религия расширяет рамки существования личности и позволяет ей компенсировать индивидуальную смерть расширением «Я» до великого «Мы». Религия обогащает чувством «сотрудничества в великом строительстве». Историческая «любовь к дальнему» и «любовь к ближнему» важны для принципа «коллективного индивидуализма».

Богостроительство Луначарского было связано с проблемой бессмертия и поисками путей преодоления индивидуальной смерти.

Эти поиски находятся в традиции Р. Декарта, Р. Бэкона, философия которых включала в себя идею преодоления смерти.

Луначарский писал: «Спасение от смерти - это перенесение центра тяжести с себя самого, со своего психического «Я» на великое «Мы», на творческое, борющееся, прогрессивное человечество».

Для подтверждения своей концепции Луначарский искал аргументы у Эрнста Маха. У последнего «Я - не что иное, как определённое множество элементов», существующих в определённой комбинации. При индивидуальной смерти разрушается комбинация, сами же элементы (например, опыт) остаются.

Бессмертие оказывается возможным, так как индивидуальная смерть высвобождает «элементы Я» из комбинации, однако они продолжают существовать и сохраняют при этом своё содержание.

А это содержание освобождается от «несущественных личных воспоминаний». Элементы организуются в новые комбинации «Я» личности. Свершается её прорыв к «сверхличной жизни». Вклад в обогащение «содержания элементов» способствует преодолению смерти. «Победа над смертью» растёт с увеличением коллективного опыта.

Луначарский считал целесообразным создавать «социальные мифы» в области пролетарского сознания и утверждал: «Бог, как Всезнание, Всеблаженство, Всемогущество, Всеобъемлющая Вечная жизнь есть действительно всё человеческое в высшей потенции».

В научной литературе неоднократно писалось о философских и религиозных взглядах Луначарского. Наиболее точный и глубокий анализ этой проблемы можно найти в труде Л. Столовича по истории русской философии. Результаты этого исследования кратко изложены ниже.

Фейербах считал: основа новой религии - принцип: «Человек человеку - Бог». Ницше прокламировал: «Человек! Твоё дело не искать смысла мира, а дать миру смысл». По Луначарскому, необходима - атеистическая религия, или религиозный атеизм, необходимо «обожествление высших человеческих потенций». (Атеизм, СПб, 1908 г., с. 157-159.)

В книге «Религия и социализм» (1908-1911) Луначарский прослеживает процесс развития религии и утверждает необходимость новой религии человечества и труда, связанной с социализмом. В отличие от Ленина, для которого социализм несовместим с религией, Луначарский считает, что социалист религиознее «старорелигиозного человека»; демократия создает свою религию, полную надежд, борьбы и труда как смысла жизни.

Луначарский переиздал свои работы начала века в 1923 году.

Он это делает после публикации Лениным в 1920 году второго издания работы «Материализм и эмпириокритицизм». А ведь полемика в этом труде направлена против Богданова и Луначарского!

В предисловии к сборнику статей «Против идеализма» (1924) Луначарский прямо заявил: «Я стоял и в значительной мере стою на точке зрения соединения правильно понимаемого марксистского материализма с главнейшими элементами эмпириокритического метода».

Лишь к 1928 году Луначарский признал правоту ленинской критики Маха, Авенариуса, А. Богданова, а также и критики его собственной «трактовки марксизма как своеобразной «религиозной» формы».

Борев Ю.Б., Луначарский, М., «Молодая гвардия», 2010 г., с. 218-219.