Приемы создания скульптуры по Микеланджело

«… новые,  невиданные  возможности  пластического движения  открывает Микеланджело. Если  греческая  скульптура  воплощает гармонию  между  человеческой  волей  и телом, если готическая скульптура воплощает эмоциональную энергию  человека, то  для  скульптуры Микеланджело характерна  борьба воли и чувства. Этот  конфликт оказывается  очень продуктивным  в скульптуре и  создаёт ряд новых, неизвестных ранее вариантов движения. 

I.  Движение преувеличенное, форсированное,  сверхъестественно мощное (и в  физическом,  и  в духовном смысле).

Греческая  скульптура часто избегает чрезмерного физического напряжения или же если и использует его, то всегда  односторонне, прямолинейно (вспомним  «Боргезского бойца», делающего молниеносный, мощный выпад). Микеланджело, напротив, натягивает  и напрягает мускулы до  максимума, притом в разных,  иногда противоположных направлениях - отсюда  излюбленное у Микеланджело спиральное, вращательное  движение, которое  воспринимается  как  повышенная   духовная жизнь, как глубокий психологический   конфликт (неоконченная статуя апостола  Матфея, так называемый «Аполлон», «Победа» и многие другое),

II.  Зарождающееся, потенциальное движение;  оно  ещё  не вылилось в действие, но уже созрело, насыщено  внутренним напряжением. 

Микеланджело обычно ещё усиливает этот пластический мотив острым, внезапным переживанием - тело ещё в покое (хотя и напряженном), но резкий поворот головы, неожиданный жест руки создают впечатление внезапно вспыхнувшей динамики («Давид», «Моисей» и др.).

III. Самым же замечательным открытием Микеланджело  являются мотив задержанного, подавленного, связанного, противоречивого движения (воплощающего  по  преимуществу борьбу воли и чувств). 

Чаще всего это происходит у Микеланджело таким образом, что внешние,  физические препоны свободному движению превращаются  во внутренний, духовный конфликт (таковы, например, «Скованные рабы» для гробницы папы Юлия II). Особенно замечателен пластический контраст в статуе молодого раба: правый контур юноши как бы съеживается,  вянет; левый же устремляется вверх, оживает. Что  это  - предсмертная агония или вздох первого пробуждения?   Столь сложного, многозвучного пластического выражения не знала ни греческая, ни готическая скульптура.

IV. Борьба воли с подсознательными импульсами.

Четыре  замечательных варианта этого пластического мотива мы  наблюдаем в аллегориях Капеллы Медичи, воплощающих  четыре времени дня. «Ночь» жаждет сна, но бурные сновидения лишили её покоя, она вся изгибается в трагическом волнении. Мускулы «Дня» напрягаются.  Могучая фигура хочет повернуться спиной к зрителю,  но голова, лицо упрямо оборачиваются к дневному  свету, он  не в силах не смотреть. В гибком теле «Авроры» пробуждается энергия, но в её лице еще  бродят  тени  тяжелых, печальных снов. Все эти глубокие,духовные конфликты воплощены вращательными движениями,  сочетанием напряжённой подвижности с тяжелым покоем (отдельные  члены  тела находятся в непрерывном движении, всё тело не двигается с места).

Но и гениальная образная фантазия Микеланджело не исчерпывает всех возможностей пластического движения. Скульптура эпохи барокко, особенно в лице её ведущего мастера Лоренцо Бернини, делает новое открытие - движения, мгновенного, преходящего, изменчивого. Скульптура барокко, как бы соревнуясь с  живописью,уже не довольствуется представлением движения, а хочет воплотить само впечатление движения. Кардинал Боргезе  изображён в тот момент, когда он внезапно поворачивает голову и что-то быстро говорит своему собеседнику.

Ещё поучительнее в  этом смысле статуарная группа «Аполлон и Дафна». Характерен уже самый выбор темы - превращение, метаморфоза нимфы в дерево.  Бернини отказывается от  замкнутой каменной глыбы Микеланджело  и пользуется  чисто живописными приёмами - он оперирует не столько каменными массами, сколько отверстиями, пролётами; не телами, а пространством, светом и тенью. Оттого такое большое значение в его скульптуре приобретают блики света и рефлексы. В то же время Бернини не отказывается от традиций классической скульптуры - от созвучий силуэтов, от динамики линейного ритма (стоит обратить внимание на декоративный полёт линий от руки Аполлона к руке Дафны)…»

Виппер Б.Р., Введение в историческое изучение искусства, М., «Аст-пресс-книга», 2004 г., с. 146.