Методы воспитания художников по Леонардо да Винчи

«Каковы же были методы воспитания художников в эпоху  Возрождения? Леонардо в «Трактате о живописи» (Trattato della pittura впервые был опубликован после смерти Леонардо в 1651 году – Прим. И.Л. Викентьева)  различает три подготовительные ступени и четвёртую, высшую - самостоятельное, свободное творчество мастера.

Первая ступень - копирование работ выдающихся  мастеров, сначала - рисунков и гравюр, потом - картин и фресок. Были среди объектов копирования несколько таких, которые  пользовались  особой  популярностью:  цикл  фресок Мазаччо  в капелле Бранкаччи во Флоренции, цикл фресок Синьорелли в Орвието, Сикстинский   потолок  Микеланджело и некоторые  другие. Эта система натаскивания молодых художников путём копирования  шедевров  вызывала иногда возражения в художественных кругах, но только во второй  половине XVIII века Руссо выступил с резкой оппозицией против  копирования  образцов  и  объявил природу единственной настоящей  школой  художника. Эта идея  была подхвачена романтиками и привела к радикальным реформам в художественном воспитании.

Вторая ступень -  зарисовки гипсовых  слепков  и мраморных  статуй для изучения  лепки,  моделировки  пластической  формы. Иногда  эти  зарисовки делались при  искусственном  свете для овладения  тонкостями светотени. Эта воспитательная  тенденция  в  эпоху  Возрождения  поддерживалась  увлечением античными  образцами  и  все  новыми  и  новыми  археологическими находками. Достаточно  вспомнить, какое  огромное впечатление произвела на Микеланджело обнаруженная в 1506 году античная статуарная группа Лаокоона.

Наконец,  третья  и главная  ступень - рисование с натуры. Как  мы уже говорили, альбомы с  зарисовками  натуры впервые появляются в  конце XIV  - начале  XV  века  (Джованинно  де  Грасси, Пизанелло).  Обычно это - очень небольшие по размеру рисунки (возможно,  пережиток средневековой миниатюры), изображающие  только отдельные фигуры  людей  и животных,  без базы и без всякого окружения. Но уже Леон Баттиста Альберти осуждает маленький размер и требует рисунков в натуральную величину: «В маленьком рисунке легко спрятать большую ошибку, тогда как в большом рисунке самая ничтожная ошибка тотчас же бросается  в  глаза». 

Леонардо  значительно  расширяет  репертуар  мотивов, которые молодой художник может включать  в свои альбомные зарисовки: здесь и этюды  мимики,  и штудии драпировок, и пейзажи. […]

Леонардо и Рафаэль пытаются сначала установить позы и  движения фигур на обнажённых моделях, а потом уже драпируют  их.  […]

Леонардо да  Винчи и особенно  Ватто постоянно накапливали  наблюдения в свои  альбомы, не  преследуя  никаких  специальных целей,  но  затем в нужный момент извлекали запечатлённые в альбомах мотивы, необходимые для их композиций».

Виппер Б.Р., Введение в историческое изучение искусства, М., «Аст-пресс-книга», 2004 г., с. 37-39 и 40.