Максимальные действия и ощущения человека по М.И. Веллеру

«1. Человек - это двухуровневая система, существующая субъективно на уровне ощущений - и объективно на уровне действий. Субъективно для человека жизнь сводится к сумме ощущений. Вне ощущений (в их полное отсутствие) он для себя не существует. Всё сущее - он воспринимает прямо или косвенно через ощущения. Объективно же, глядя со стороны «глазами космического наблюдателя», жизнь человека - это сумма всех действий, совершенных в течение жизни. То есть суммарная энергия, преобразованная им за жизнь.

2. Субъективно человек стремится к максимальным ощущениям. Базовый инстинкт - инстинкт жизни (т. е. заряд самой энергии существования субъекта) - определяет ему жить в мощность его энергетического уровня, т.е. возбуждений и усилий центральной нервной системы, т. е. чувствовать максимум всего, на что он способен. Ибо по силе и объему ощущений сознание человека ориентируется, насколько активно, в полную для него силу, он живет.                                       

3. Объективно человек стремится к максимальным действиям. Что и вытекает из сущности его как энергетической структуры. Объективно: жить - это действовать. Инстинкт жизни диктует человеку действовать в полную силу своих возможностей, реализовать их.

4. Запертый внутри собственного субъективного сознания, человек соотносится с внешним миром и своими действиями в нем через ощущения и представления. Так летчик в зашторенной кабине ведёт самолет по показаниям приборов. Субъективно человек побуждаем ко всему только ощущениями - но они есть реакция на внешнюю среду и действия в ней.

5. От природы человек наделен не разумом, но лишь способностью к разуму. Разум - это структурное оформление избыточной энергии центральной нервной системы. Разум - это способность с минимальными затратами собственной физической энергии максимально преобразовывать субъективное и объективное Бытие, т.е. добиваться максимальных действий в Бытии.

6. В двухуровневой системе «ощущения - действия» разум играет роль трансмиссии, двустороннего проводника, мультипликатора и декодера. Он дает возможность преобразовывать ощущения в максимальные действия невообразимые и недостижимые без его участия. А сторонние действия, нейтральные для человека или даже без посредничества разума неизвестные, может преобразовывать в разные и сильные ощущения.

7. Разум занимает подчиненное положение по отношению к чувствам и действиям.

Доминируют они. Разум обслуживает базовые потребности человека: субъективную - в максимальных ощущениях, и объективную, связанную с ней - в максимальных действиях».

 Веллер М.И., Кассандра, СПб, «Фолио», 2003 г., с.365-366.

 

М.И. Велер отдельно оговаривает случай, связанный не с созиданием, а с разрушением: 

«А человек создан не для благоденствия, а для максимальных ощущений и максимальных действий.

И оказывается, что бедное и агрессивное варварское государство эффективнее - в том плане, что человек в нем больше напрягает свои чувства, оно даёт больше места подвигам и великим делам.

Построим прямоугольную систему координат и отложим на ней все размахи и пики ощущений - суммарный график для всего населения государства. И вот в этой системе координат график получится мощнее, даст большие значения, не для постиндустриального государства, а для варварского (сравнительно варварского, варварство вообще относительно).

А делается всё в государстве человеческой энергией. А она прежде всего являет себя в силе ощущении. И получается, что потенция варварского государства выше. А эти ощущения, эта потенция, в конечном счете стремятся реализоваться в максимальные действия.

А построить город и разрушить город - это равновеликие действия с противоположным знаком. И, стремясь к максимальным действиям, построить варвар не может, но может снести. И уничтожение развитой цивилизации для него - даёт максимальные ощущения, в этой борьбе он максимально самореализуется, это слава и честь, подвиг и миф, вклад его в мировую историю и нанесение максимального изменения на лик мира, каким он его застал.

В постиндустриальном государстве профессионализация переходит в распыление человеческой энергии: пластиковая одноразовая посуда и бесчисленные ансамбли. Упор на комфорт. А варвар суммирует усилия на направлении главного удара. Повышение энтропии - и повышение энергии». .

Веллер М.И., Кассандра, СПб, «Фолио», 2003 г., с.98.

 

 

Постановка проблемы «В чём смысл жизни?» с помощью понятия «переход к надсистеме»

Творческая личность, анти-личность и нетворческая личность