Воскресающий бог Осирис

Осирис - древнеегипетский бог, культ которого возник в середине 3-го тысячелетия до нашей эры.  Цикл из его жизни, смерти и возрождения соответствовал ежегодному циклу разлива Нила и роста нового урожая, поэтому в связи с мифом о возрождении Осириса его иногда изображали зелёным  - подобно возрождающемуся каждый год растительному миру - и обвитым виноградной лозой либо акацией…

 

«… Плутарх переходит к изложению центрального мифа египетской религии, к судьбе Исиды и Осириса как земных правителей. «При рождении Осириса был слышен голос верховного бога, громко возвестившего, что родился великий царь-благодетель. Начало правления Осириса ознаменовалось тем, что он освободил египтян от их прежнего жалкого, скотоподобного образа жизни, показал им способы пользования плодами земли, дал им законы, научил почитанию богов. После этого он стал странствовать по всему свету, чтобы склонить к разумной жизни другие народы, причем в этой своей работе он отнюдь не прибегал к оружию, стараясь пользоваться всеми средствами убеждения и действовать на воображение людей всеми видами искусства» (гл. 13). Как об историческом событии, рассказывается о гибели Осириса, обрывающей его земную жизнь на 28-м году царствования. Его сводный брат Тифон, прокидываясь другом Осириса, составляет против него заговор. С притворной любезностью заговорщики привозят Осирису в дар художественно изукрашенный саркофаг; едва успел Осирис лечь в него для примерки, как Тифон и его сообщники захлопнули крышку, быстро запаяли гроб и бросили его в Нил, в расчёте, что река унесёт его в море. Но море погнало ящик назад и выбросило его в местности около Библа; гроб с телом Осириса застрял в тростниках реки, оброс кустарником, который скоро превратился в большое дерево. Первыми сделали это открытие и шумно возвестили о нём речные сатиры и паны. Царь Библа, поражённый красотой ящика, велит обрубить заросли и достать саркофаг с телом Осириса. Он помещает его в основание одной из колонн, поддерживающих своды его дворца. В свою очередь Исида таинственным образом узнает об этом, наряжается простой женщиной и поступает к царю кормилицей его новорождённого сына. Исида купает младенца в огне, чтобы сделать его бессмертным, но родители прерывают эту испугавшую их магию. Богиня открывает свою истинную природу и, прощаясь с царём, выпрашивает у него каменный фундамент колонны, увозит саркофаг с собой, открывает его, облекает тело Осириса в саван, бальзамирует его, оплакивает и собирается его похоронить. Тифону удаётся обмануть богиню. В её отсутствие он рассекает труп на четырнадцать частей, разбрасывает их далеко одну от другой. Для Исиды наступает новый период мучительных поисков. Богине удаётся, однако, отыскать все разбросанные куски и соединить их воедино. В местах нахождения каждой из частей она ставит часовню или храм. Каждое из этих святилищ слывет у местных жителей за истинную могилу Осириса, ставшего богом подземного царства.

Передавая столь необычные для религиозного сознания греков мифы и желая вместе с тем оградить египетскую религию от каких-либо иронических суждений, Плутарх делает одно замечание, характеризующее его как умелого в спорах теолога: изложенные им чудеса должны быть истолкованы по своему глубоко сокровенному смыслу; принимать их буквально - значит впадать в суеверие, а суеверие - худшее зло, чем безбожие.

Смерть Осириса была лишь концом его краткого земного существования; он возродился, воскрес к жизни неземной, вечной. В Египте ежегодно праздновалось воскресение Осириса. Возрождение Осириса египтяне понимали в двояком смысле: с одной стороны, он, погребённый, ушедший в подземное царство, становится богом, правящим над тенями всех умерших, ушедших в подземный мир; с другой стороны, Осирис возрождается в лице нового бога - сына своего Гора, рождённого Исидой. Гор должен отомстить за страдания отца; Осирис на некоторое время покидает подземное царство, чтобы наставить сына в военном деле; Гор трижды побеждает Тифона, но не может окончательно его уничтожить. […]

Плутарх впервые на греческом языке дал образец «биографии» бога, воплощённого в личности благодетеля рода человеческого.

Нельзя не заметить оттенка аристократизма в изображении воплощённого бога у Плутарха. Его замечание, что путь к истинному богопознанию идёт через изучение философии, показывает, что он обращался к рабовладельческой интеллигенции греко-римского общества. В то же время в лице Осириса он рисовал образ монарха, обладающего неограниченной властью. К методу историзации бога, примененному Плутархом, последующие писатели отнеслись с величайшим вниманием. Для составителей Евангелий Плутарх был авторитетным учителем и вдохновителем: они его усердно читали и перечитывали, пользовались его образами и сравнениями. […]

Таким образом, Плутарх собрал и сопоставил сказания об умирающем и воскресающем боге у разных народов и дал материал для синкретизма, слияния верований, что отвечало интересам имперского правительства II века».

Виппер Р.Ю., Очерки истории Римской империи (окончание). Рим и ранее христианство. Избранное сочинение в 2-х томах, Том 2, Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995 г., с. 371-376.

 

Древние греки отождествляли Осириса с Дионисом.

 

Замечу, что ряд исследователей считают, что мифы, связанные с Осирисом, позже были использованы в описании жизни Иисуса Христа.