Христианская / религиозная концепция эволюции по Шарлю Бонне

«Термин «эволюция» в более или менее общем современном смысле утверждается в языках Европы в XVII веке (во французском, согласно словарю Littre, в 1647 г.).

Но своё актуальное содержание  он приобрёл лишь в XVIII веке в связи с биологическими теориями эволюции живой природы. Первоначально, по-видимому, в трудах швейцарского учёного Шарля Бонне (1720-1793).

Бонне был разносторонним естествоиспытателем-философом, последователем Лейбница и почитателем Локка. В работе 1762 г. «Соображения о самоорганизующихся телах» он высказал идеи, очень близкие к современным нам представлениям об онтогенезе […]

Но у Бонне всё окрашено идеями «преформизма». Он пишет: «Я принял эволюцию как принцип, наиболее согласующийся с фактами и со здравой философией. Я предположил, что всякое организованное тело предсуществует оплодотворению зародыша (lа fecondation) и что последнее только лишь запускает развитие Организованного целого, начертанного в плане (dessine) заранее в миниатюре в семени или в яйце. Я всё более убеждался в том, что когда-либо будет доказано предсуществование зародыша в самке и что семенной дух (l'esprit seminal) ничего не порождает» [Bonnet 1762, Preface, viii].

В обобщающем сочинении под длинным заголовком «Философский палингенез, или идеи о прошлом состоянии и о состоянии будущем живых существ...» [Bonnet 1769, 180] он выражает свой главный тезис: «это маленькое органическое тело, которым душа организованного тела связана с большими телами, уже содержит в себе как в бесконечно малом элементы будущего состояния».

И там же (с. 179): «Причины, которые произведут эту Революцию нашего земного шара, о чём говорит Апостол, смогут произвести в то же время Развитие, более или менее ускоренное, всех животных, сконцентрированных в этих Органических точках (des Points organiques), которые я мог бы назвать Зародышами Восстановления (des Germes de Restitution)». To, «о чем говорит Апостол», разъясняется выше (с.. 175). Речь идёт о Втором послании Петра (III. 10, 11, 12): «(10) Придёт же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. (11) Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, (12) Ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в котором воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?»

Сам Бонне комментирует: «Это возвещает нам Будущую Революцию, которой огонь будет главным Действующим началом (le principal Agent) и которая придаст нашему Миру новый лик».

Таким образом Ш. Бонне, по крайней мере в тезисах, согласует три компонента своего мировоззрения: эмпирический подход к исследованию природы (в соответствии с английским эмпиризмом Локка), религиозность и идею эволюции (включающей в себя революцию). От Бонне идёт религиозная идея эволюции в биологии, которая, следовательно, старше дарвиновской.

Дарвиновская, позитивистская, или материалистическая, линия в учении об эволюции начинается в (философском плане) до Дарвина в цикле работ Г. Спенсера в Англии, опубликованных в 1854-57 гг. В октябре 1859 г. выходит знаменитый труд Ч. Дарвина «Происхождение видов», где, однако, термин «эволюция» ни разу не употреблён.

Г. Спенсер же начинает с 1864 г. печатать свои «Принципы биологии», где термин «эволюция» в позитивистском биологическом смысле утверждается отныне, впредь и навеки».

Степанов Ю.С., Протей: очерки хаотической эволюции, М., «Языки славянской культуры», 2004 г., с. 43-45.

 

Закон трёх стадий развития научных представления по Огюсту Конту