Иов праведный

В Ветхом завете описан Иов

Бог позволил Сатане испытать верующего в него Иова всеми бедствиями земной жизни…

Но и в страданиях Иов ни одним словом ропота не согрешил перед Богом.

«Наша первая реакция на происшествие - изумление перед его непостижимой и непредсказуемой случайностью и попытка найти его причину в прошлом, пусть самую отдалённую, но необратимо ведущую к данному происшествию. Этот трудный вопрос ставится в библейской Книге Иова.

Внезапно поражённый проказой, смертью детей, разорением, Иов спорит с друзьями, которые пытаются доказать ему, что Бог справедлив и что если судьба наносит Иову удар за ударом, значит, в прошлом, быть может, ещё до рождения, в других существованиях, он совершил какой-то грех. Епифаз: «Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца» (Иов, 22:5). Иов же отрицает наличие своей вины и какой бы то ни было причины у злого стечения обстоятельств, вызывая самого Бога на суд: «...Пути Его я хранил, и не уклонялся» (23:11). «О, если бы человек мог иметь состязание с Богом, как сын человеческий с ближним своим!» (16:21)

И Бог, обращаясь к Иову из бури, подтверждает его правоту в споре с его друзьями - рационалистами и детерминистами.

Исток бедствий Иова - не в каких-то его небывших винах, не в объективных причинах, а в свободном волении самого Бога, который не отдаёт отчёта в своих мотивах никому из своих созданий.

«Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь» (38:4). Бог не обсуждает с Иовом моральных проблем вины, справедливости, возмездия, но рядом простых «космологических» вопросов раскрывает несоразмерность их волений: можешь ли ты сделать то, что я сделал, можешь ли ты создать радугу, или коня, или бегемота, можешь ли управлять движением светил?

При поверхностном чтении кажется, что Бог вообще не отвечает на вопрос Иова и говорит о  чём-то другом: о своём величии, о красоте мироздания, минуя нравственную сущность спора, как будто речь Бога - это отрывок из другой книги, механически приставленный к рассказу о бедствиях Иова.

Но суть ответа именно в том, что бедствия Иова не имеют причины – и в этом Иов прав перед своими друзьями, которых Бог порицает: «Вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (42:7).

Промыслительный характер этих бедствий - не в возмездии Иову за его прошлое, а в уроке на будущее, уроке всемогущества Божия, который Иов в конце концов готов полностью воспринять: «И отвечал Иов Господу, и сказал: Знаю, что Ты всё можешь, и что намерение Твоё не может быть остановлено. [...] Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (42:1, 2, 6).

Иов раскаивается здесь не в той вине, которая якобы навлекла на него возмездие Бога и стала причиной его несчастий, а в том, что он требует у Бога отчёта за незаслуженные им бедствия. После чего Господь возвратил Иову все его потери, благословив его долгой жизнью, детьми и обширными стадами.

Как ни толковать эту историю, очевидно, что судьбоносность всего, что приключилось с Иовом, лежит не в поступках самого Иова, предшествующих его бедствиям, а в тех выводах, которые он и его друзья извлекают из этих бедствий».

Эпштейн М.Н., Поступок и происшествие. К теории судьбы  / Знак пробела: о будущем гуманитарных наук, М., «Новое литературное обозрение, 2004 г., с. 554-556.