Модель бессознательного по Роберту Ассаджиоли

«Эта модель отражает концепцию, ставшую классической. Она появилась в 1958 г. и получила название «Овальной схемы», или «Диаграммы в форме яйца». В предложенной схеме выделяются следующие области.

1. Нижнее бессознательное. Оно включает в себя:
- элементарную психическую деятельность, управляющую жизнью тела;
- основные инстинкты и примитивные стремления;
- большое количество разнообразных эмоционально заряженных комплексов;
- сны и фантазии низшего свойства;
- различные патологические проявления, такие как фобии, навязчивости, компульсивные желания, параноидальные галлюцинации.

2. Среднее бессознательное. Его образуют элементы психики, напоминающие элементы пробуждающегося сознания и легко для него доступные. В этой внутренней области собран разнообразный опыт, здесь же вынашиваются и созревают обыкновенные мыслительные и воображаемые действия, прежде чем они окончательно оформятся и появятся на свет сознания.

3. Высшее бессознательное, или сверхсознательное. Это область, из которой мы получаем озарения и вдохновения высшего характера - художественные, философские, научные. Отсюда к нам приходят «требования» морали, здесь рождается потребность совершать гуманные и героические поступки. Это источник таких высших чувств, как альтруистическая любовь, источник духовности, состояний просветления, озарения и духовного экстаза. Здесь в скрытом виде таятся высшие психические функции и духовная энергия.

4. Область сознания. Не будучи абсолютно точным, этот термин, однако, понятен и удобен и обозначает ту часть нашей личности, которую мы непосредственно осознаем. Сюда относится непрекращающийся поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний и импульсов, которые доступны нашему наблюдению, анализу и оценке.

5. Осознаваемое «Я». «Я» является стабильным центром нашей личности, идентичности живого и уникального существа, в то время как наш опыт преходящ и переменчив. «Я», т. е. точку чистого осознавания себя, часто путают с только что описанной личностью, но в действительности они представляют собой совершенно разные вещи. Понять это можно, если прибегнуть к очень тонкой интроспекции. Изменяющееся содержание сознания (ощущения, мысли, чувства) - одно, а «Я», моя суть, центр осознания - совсем другое. В каком-то смысле между ними такая же разница, как между белой поверхностью экрана и теми изображениями, которые на него проецируются.

6. Высшее «Я». Осознаваемое «Я» обычно не только скрыто нескончаемым потоком психологического содержания, оно как будто полностью исчезает, когда мы засыпаем, находимся под воздействием наркотиков, анестезии или в состоянии гипноза. А когда пробуждаемся, это «Я» таинственным образом проявляется вновь, причём для нас остаётся загадкой, как и когда это происходит, что действительно может поставить в тупик и смутить кого угодно. Нам остается только предположить, что такое повторяющееся восстановление осознаваемого «Я», или «Эго», происходит благодаря существованию постоянного центра, истинной сути, «Высшего Я», расположенного где-то за пределами или выше нашего «Я».

Отношения между «Высшим Я» и личностным «Я» Р. Ассаджиоли предлагает сравнивать с отношением между Солнцем и какой-нибудь из планет, например Землей. Солнце испускает огромное количество разнообразных лучей, которые оказывают влияние на планету и на все живущие на ней существа, обеспечивая таким образом условия для эволюции, развития и роста.

7. Коллективное бессознательное. Предложенная Р. Ассаджиоли схема структуры психики человека находится в пространстве коллективного бессознательного. Внешнюю линию овала на представленной схеме следует рассматривать как «ограничивающую», но не как «разделяющую». Подобно мембране, очерчивающей клетку, она одновременно дает возможность совершаться обмену между клеткой и организмом, частью которого клетка является.

Процесс «психологического обмена» постоянно происходит как между отдельными людьми, так и в более широкой психологической среде, которая в целом соответствует тому, что К. Юнг назвал «коллективным бессознательным». Он, однако, не дал чёткого определения данному термину и включал в него элементы различной и даже противоречивой природы, а именно как первобытные архаические структуры, так и высшую прогрессивную психическую деятельность, имеющую отношение к сверхсознательному.

Приведённая схема позволила Ассаджиоли свести воедино следующие, на первый взгляд противоречащие один другому и даже взаимоисключающие факты».

Смолова Л.В., Методы работы с воображением: основы психосинтеза, СПб, Изд-во СПбГУ, 2008 г., с. 12-14.