Исследовательские университеты по А.И. Ракитову

«Если Россия не создаст исследовательские университеты (ИУ) высшего класса, которые станут не только инкубаторами научной элиты, но и подготовят молодую профессуру, умеющую по-новому преподавать на основе проводимых научных исследований, то через 10-15 лет страна рискует остаться без современной профессуры, а следовательно, без серьёзных учёных, и ей придётся надолго распроститься с обществом, основанным на знаниях. Этот вывод подтверждает анализ всей современной ситуации. […]

Требования, предъявляемые к ИУ, более чётко были сформулированы в университете Торонто (США), входящем в число лучших ИУ мира. Хотя не существует какого-либо международного общепризнанного документа, позволяющего статуировать тот или иной университет в качестве исследовательского, университет Торонто принял весьма амбициозное решение стать одним из ведущих мировых ИУ и, обобщив опыт лучших из них, опубликовал документ «Зелёный листок», который соответствует реальной практике ведущих ИУ мира. Поэтому здесь целесообразно привести предлагаемые в нем характеристики, согласно которым университет может считаться исследовательским.

1. Академическая свобода. Все ИУ руководствуются принципом свободы академических исследований. Это означает полную свободу в постановке научных вопросов и идей, их обсуждении.

2. Академическая ответственность. В лучших ИУ академическая свобода всегда связана с академической ответственностью. Это определяет политику университетов и характеризует уровень преподавателей, входящих в их штат. Строгая методологичность и теоретическая обоснованность - обязательные условия представления открытий и теорий в академических беседах и публикациях.

3. Исследовательский опыт студентов. ИУ предполагают обязательное участие перспективных студентов в научных исследованиях.

4. Обучение студентов. ИУ готовят исследователей и профессориат следующего поколения. Они делают ставку на докторантов, а не на магистрантов и предлагают только такие программы, в которых количество и качество преподавательской помощи исследователям может гарантировать достижение результата. ИУ оказывают финансовую поддержку талантливым студентам и следят за их успехами.

5. Набор преподавательского состава. В ИУ осуществляется набор таких преподавателей, которые активно занимаются как исследованиями, так и преподаванием, что позволяет привносить результаты их исследований в аудиторию. Студенты, преподаватели и администрация понимают, что такая форма обучения наиболее целесообразна.

6. Программы усовершенствования преподавания. В ИУ существуют программы по совершенствованию методик преподавания научных дисциплин по соответствующим специальностям. Так, некоторые первоклассные университеты имеют медицинские школы, связанные с учебными больницами, технические школы и школы юриспруденции. Почти во всех университетах есть бизнес-школы.

7. Междисциплинарное обучение и исследования. ИУ стремятся к созданию и поддержке междисциплинарного обучения и исследований как для студентов, так и для преподавателей. Они активно занимаются устранением барьеров, мешающих осуществлению междисциплинарного сотрудничества.

8. Международные и межкультурные связи и состязательность. В ИУ преподаватели развивают контакты с международной сетью ученых. Использование телекоммуникационных сетей и Интернета позволяет преподавателям и студентам изучать разносторонний международный опыт в рамках программ обучения, что способствует поддержке научных исследований, которые могли бы заинтересовать специалистов из других стран.

9. Отбор. ИУ инвестируют средства только в те академические и исследовательские программы, которые соответствуют следующим критериям: а) отвечают запросам общества и представляют большую научную ценность; б) имеют сильных и выдающихся лидеров, которые готовы упорно работать ради реализации программы и интеллектуальных достижений; в) имеют большое количество студентов, заинтересованных программой и собирающихся участвовать в ней; г) имеют профессионально составленный четкий бизнес-план, учитывающий все необходимые расходы и источники финансирования.

10. Академическая инфраструктура. ИУ обеспечивают такую инфраструктуру, которая позволяет преподавателям и студентам выполнять первоклассную работу. Они осознают важность снабжения библиотек и лабораторий всем необходимым».

Ракитов А.И. и др., Наука, образование, инновации: стратегическое управление, М., «Наука», 2007 г., с. 13 и 20-21.