Создание первой инквизиции папой Луцием III

Первая инквизиция была учреждена папой Луцием / Lucius  III в 1184 году в Вероне на Соборе, где в очередной раз осуждались ереси…

«Он приказал епископам систематически исследовать отклонения от официального учения церкви.

Таким образом, со времени своего основания инквизиция преследовала цель сохранения единообразия религиозного вероучения.

Auto-da-fe (дословно - акт признания веры) служило ритуальным подтверждением этого единообразия. Это было церемониальное событие, которое устраивали на крупнейшей площади города; его посещали представители церковной и светской власти, и при большом стечении народа обвиняемый (уже представший перед судом) должен был публично покаяться, отречься от Сатаны и принять Бога, после чего он (обычно) сжигался на костре. Каждое auto-da-fe, было событием «впечатляющей торжественности, которое должно было поразить сердца еретиков ужасом и утешить сердца истинно верующих». Предпринимались меры чрезвычайной предосторожности, для того чтобы не допустить на церемонию еретика, в искреннем раскаянии которого оставались сколь угодно малые сомнения, дабы он не вызвал скандала своими отрицаниями. Кроме того, «заботились о том, чтобы не позволить обвиняемым обращаться к народу, дабы их заявления не вызвали сочувствия».

Церемония начиналась пышно и торжественно, проповедь сменялась молитвой. Затем «исполнителями от светской власти приносилась клятва послушания, а церковные власти в свою очередь провозглашали указ об отлучении тех, кто любыми способами мешает действию Святой Палаты». Участники и публика приближались теперь к кульминации драматического действа: Нотариус начинал зачитывать признания, одно за другим, грубым тоном, и, по мере того как чтение каждого завершалось, преступника спрашивали, признаёт ли он, что всё сказанное верно...

После его утвердительного ответа его спрашивали, будет ли он каяться или потеряет тело и душу, оставаясь в ереси; и после высказанного им пожелания отречься от ереси зачитывалась форма отречения, а он повторял её, слово в слово. Затем инквизитор снимал с него отлучение ipso facto, которое он навлёк на себя за ересь, и обещал ему проявить милосердие, если он будет хорошо вести себя перед лицом приговора. Следовало оглашение приговоров, и кающихся выводили вперёд, начиная с наименее виновных тех же, кого следовало «отпустить», то есть передать светской власти для сожжения, оставляли напоследок...

Такова была церемония, символизировавшая власть и милосердие Великого Инквизитора и всевластной Церкви. Великий грех - отклонение от предписанной религиозной веры и церковного учения - был наказан. Заблудший был прощен и возвращен в лоно церкви: теперь он обратился в истинную веру. А преступник был милосердно наказан: его сжигали у столба, предварительно удушив перед поджиганием. Нераскаянного еретика сжигали заживо.

«Легко себе представить, - пишет Ли, - то воздействие, которое оказывали эти ужасающие празднества на умы населения, когда по приказу инквизиции все сильные мира сего созывались вместе для того, чтобы смиренно принести клятву послушания и быть свидетелями наивысшего выражения человеческой власти - решения судеб своих тварных собратьев в этом мире и загробном... Вера, которая таким образом доказывала свою истинность, безусловно, внушала страх, если не любовный восторг».

Если кто-то всё ещё сомневался в существовании Христианского Бога и его главного противника, Сатаны, этой церемонии должно было хватить, чтобы рассеять все сомнения. Реальность дьявола и его «приближённых» (ведьм) как нельзя лучше доказывалась ритуальным уничтожением еретика. Всеохватывающий смысл этой церемонии иллюстрируется следующим случаем, очевидно не единственным в своем роде, о котором сообщает Хейзинга: тело проповедника еретической секты турпулинов, умершего в парижской тюрьме накануне вынесения приговора, четырнадцать дней держали в чане с известью, дабы затем предать его пламени вместе со сжигаемой заживо еретичкой.

«Строй ума, похожий на тот, что был распространен в позднем Средневековье, когда господствовали живое воображение, наивный идеализм и сильные чувства, - отмечает Хейзинга, -  с легкостью соглашается с реальностью каждого понятия, которое ему предложено. Как только идея обретает имя и форму, она считается истинной».

Такой строй ума, впрочем, не ограничивается одним только поздним Средневековьем».

Томас Сас, Фабрика безумия: сравнительное исследование инквизиции и движения за душевное здоровье, Екатеринбург, «Ультра.Культура», 2008 г., с. 123-125.

«Епископская инквизиция» оказалась мало эффективной. Поэтому, начиная с 1231 года папа Григорий IX создал для расследования ересей специальный орган церковной юстиции – инквизицию.

В 1481 году вступил в должность первый Великий Инквизитор Испании Томас Торквемада.