Сила и слабость философии по В.И. Вернадскому

В 1893 году В.И. Вернадский записал в дневнике:

«Говорят, что философия представляет из себя особую форму познания - более глубокого и широкого, чем то даётся наукой. В таком случае:

1) научные истины должны быть добываемы и в философских измышлениях помимо науки,

2) не должно быть грубых ошибок философских воззрений и

3) должны быть исходные основы и философии и науки различны.

Однако относительно 1 - у нас почти нет ни одного такого примера, и философия, в сущности, представляет из себя ту область человеческой мысли, где всего рельефнее и сильнее сказывается научное мировоззрение толпы и общества определённой эпохи. Мне кажется, в этом её сила и значение для развития человеческого сознания.

2) История грубых ошибок философии чрезвычайно любопытна. Особенно интересно бы было сравнить невежество современных русских философов.

3) Если основой философских воззрений является разум - и, исходя из него, возможно познавать мир - то этот мир должен был бы подтверждаться лишь при изучении его иным путём - научным.

Скорее всего иное. В основе философии лежит дальнейшее развитие отдельным человеком, нередко великой силы ума, доступного ему или распространённого в известном обществе знания. При этом философ исходит а) или из определённых научных дат, или б) из того матерьяла, который сложился из этих научных дат в обществе и вызвал в нём образование определённых понятий, как души, Бога, разума и т. п.

Сила философии - в критике основных воззрений, которые нередко людьми науки принимаются без проверки.

Говорят, - теперь возбуждается интерес к философии. Мне кажется, - виден интерес к религии, - а религия и философия, в сущности, враги по сути, и лишь слабость мысли наших философов и их рабский дух ставят их в их нынешнее положение.

В истории человеческой мысли философия сыграла и играет великую роль: она исходила из силы человеческого> разума и человеческой личности и выставила против того затхлого элемента веры и авторитета, какой рисует нам всякая религия. Одна является попыткой из личности познать сущее, другая берёт исторически сложившиеся понятия и исторически выработанные желания и привычки и к ни как Прокруст к ложу, прилагает человеческую личность и сознание».

Вернадский В.И., «Основою жизни – искание истины» (фрагменты из дневников), журнал «Новый мир», 1988 г., N 3, с. 224-225.