Поиск / определение призвания детей по Шарлю Фурье

Для воспитания и выявления призваний детей, Шарль Фурье предложил ряд педагогических механизмов:

«…двухлетний ребёнок находит в маленьких мастерских фаланги множество приманок, какие строй цивилизации не сумел бы ему предложить; их числом с два десятка, таблицу их я сейчас дам.

1. Очарование маленьких орудий, постепенно увеличивающихся по размеру для различных возрастов, и маленьких мастерских.

2. Гармонические игрушки, или применение всего набора современных игрушек - колясок, кукол и т. д. - к занятиям по производственному ученичеству, или по сотрудничеству в производственной деятельности.

3. Приманка располагаемых по степеням украшений: какого-нибудь султана у нас уже достаточно, чтоб околдовать деревенского человека, заставить его подписать отказ от своей свободы; каково же будет действие ста почётных украшений для вовлечения ребёнка в удовольствие и занимательные объединения с себе подобными?

4. Преимущества участия - в параде и владения инструментами: известно, сколько власти над ребёнком имеют эти приманки.

5. Неотъемлемое веселье детских объединений, когда они работают из удовольствия или по влечению.

6. Сильное воодушевление делом фаланги, где ребёнок будет пользоваться всеми удовольствиями, доступными его возрасту.

7. Застольные компании, разнообразящиеся каждый день в соответствии с интригами данного момента и обслуживание блюдами, приспособленными ко вкусу детей, которые имеют свою особую кухню. р 8. Влияние сериарной гармонии, имеющей свойство при помощи гурманства побуждать к развитию земледельческих культур и связывать весь хозяйственный механизм.

9. Гордость выполнения какого-нибудь пустяка, который ребёнок считает делом высокой важности: его поддерживают в этой игре воображения.

10. Подражательное пристрастие, господствующее у детей, приобретает десятикратную действенность, когда ребёнок побуждаем подвигами старших детских триб.

11. Полная свобода выбора родов работы и длительности каждой работы.

12. Совершенная независимость, или освобождение от подчинения какому бы то ни было начальнику, который не был бы выбран по страстному желанию.

13. Парцеллярное исполнение, или преимущество выбирать в каждом виде труда тот участок, на каком хочешь работать.

14. Очарование кратковременных сеансов, часто разнообразящихся, хорошо пронизанных интригами и желанных в силу их редкости. Они редки, даже если бывают ежедневными, ибо занимают поочередно только треть или четверть сектариев.

15. Услужливое вмешательство патриархов, бонненов, менторенов, которые все нежно любимы детворой раннего возраста, получающей обучение лишь в той мере, в какой она его требует.

16. Отсутствие родительской лести, выведенной из игры при социетарном порядке, где ребёнок судим и укоряем своими сверстниками.

17. Материальная гармония, или единое действие, неизвестное в мастерских строя цивилизации и осуществляемое в мастерских строя гармонии, где действуют совместно с ансамблем военных и хореографов, - образ действия, очаровывающий детей.

18. Влияние прогрессивного распределения, которое само по себе может вызвать у ребёнка  очарование и умелость, необходимые в учебно-производственных занятиях.

19. Коллективное   увлечение,   или   очарование   от того,   что   следуешь   за   товарищами,   воодушевляясь гимнами, украшениями, празднествами и т.п.

20. Проявления духа товарищества, очень сильно действующие у детей и весьма многочисленные при социетарном строе.

21. Соревнование и соперничество между смежными хорами и подхорами, между группами одного и того же хора и одной и той же серии, между категориями одной группы.

22. Периодически проявляющееся притязание на продвижение либо в высшие хоры и трибы, либо в среднюю и высшую категорию каждой трибы.

23. Сильное воодушевление подвигами, совершенными хорами высших ступеней, согласно закону почтительности к восходящему.

24. Соседственные интриги или соревновательная борьба с детьми соседних фаланг и встреча с их когортами. Этого двигателя не будет в опытной фаланге».

Шарль Фурье, Новый хозяйственный и социетарный мир / Избранные сочинения в 4-х томах, Том 3, М., Изд-во Академии наук СССР», 1954 г., с. 367-369.