Избегание решения крупных проблем / задач философами по оценке Шарля Фурье [продолжение]

Начало »

 

Главное, он должен будет при оценке моей теории судить о сути, а не о форме, принимать в соображение, что предмет не допускает ни лести, ни уступок.

Не приходится ждать чего-либо нового от человека, который представляется с кадилом в руке: это - лишь  ещё  один  софист. 

Подлинные  открыватели - Ньютон, Коперник, Линней, Колумб, Галилей - открыто противоречили своему веку и атаковали в лоб заблуждения. Истинного открывателя можно узнать по характерной черте, которую ставят в упрёк Бэкону в следующих выражениях: «Бэкон, пророческий гений которого стал современником XVIII века; Бэкон, открывший в своих писаниях неисчерпаемую сокровищницу истин, был неправ в том, что взял слишком высокий полёт и парил на столь большой высоте над людьми и вещами своего времени, что не оказывал на них никакого влияния». Разве не прав был Бэкон в том, что он вознёс свои взгляды дальше, чем взгляды века, отупевшего от мелкости? Нет, неправота была уделом его современников. Точно так же обстоит дело и с моими современниками.

Впрочем, я предоставляю им теорию, которая пригодна на различные вкусы: хотят ли они в самом деле взять этот наивысший полёт, которым похваляются? Так пусть организуют тридцать третью фазу последовательного ряда ступеней С.  Хотят сделать лишь черепаший шаг, пройти лишь полвека? Тогда пусть организуют двадцать четвёртую фазу, четвёртую фазу периода цивилизации, с достижением которой могли бы задержаться ещё на пятьдесят лет. В этом ряду С у них есть возможность выбора из четырнадцати расположенных по последовательным ступеням фаз, неодинаковых по благополучию, согласно данной выше таблице прогрессивного богатства, таблице, которую я мог бы приспособить в подробностях к каждой из четырнадцати фаз общественного развития, относительно коих имеется возможность выбора. По этому поводу следует вспомнить, что наивысшие и наиболее счастливые фазы легче всего основать.

Я наметил путь, каким следовать, чтобы правильно судить об открытии, от которого зависит судьба социального мира; следует принимать в соображение сущность, а не строгие формы, те формы, которыми любуются у церковного проповедника, гремящего против наших пороков, у какого-нибудь Демосфена, у какого-нибудь Цицерона, разоблачающих происки Филиппа и Катилины. Я выполняю ту же роль и не должен воскурять фимиам четырём ложным наукам, заблуждения которых выявляю.

Тактика их сторонников - это тактика Эскобара; они увёртываются от всякого обсуждения сути предмета, вопроса о притяжении и о цели Бога, который подвергает нас воздействию этой побудительной силы. Они пытаются выставить притяжение в смешном свете. Ньютон достаточно смыл с него печать осмеяния; для того, чтобы привести их в смущение, достаточно задать им два следующих вопроса:

Почему, рекомендуя исследовать область науки в целом, они оставляют в забвении четыре нетронутые науки, а особенно - науку о притяжении, важность которой достаточно доказана успехами, достигнутыми Ньютоном в отношении отрасли материального?

И почему, беря на себя задачу изучения человека, вселенной и Бога, они отказываются изучать притяжение по страсти, которое является действующей силой бога, дающей побуждения человеку и созданиям? Этих двух вопросов достаточно, чтобы привести в замешательство подлинных мракобесов, каковыми являются не те, о которых так думают. У просвещения и человеколюбия нет более опасных врагов, чем те, что похваляются, будто они - их апостолы. Пока свобода имела своими корифеями лишь Платонов и Аристотелей, рабство людей труда строго поддерживалось; оно было поколеблено только в то время, когда христианство стало достаточно сильным, чтобы обрушиться на него. А при многих иных обстоятельствах, когда дело шло о социальном прогрессе, какую службу сослужили так называемые друзья просвещения? Без покровительства духовника Изабеллы экспедиция Колумба была бы сорвана и открытие Америки задержалось бы, может быть, на полвека из-за насмешек остроумцев, именуемых философами: бесславя Колумба, всякий из них воображал себя оракулом разума, ни один из них не взялся за защиту его.

Пусть они вспомнят сейчас позор, какой потерпели их коллеги XV века. Этим зоилам сначала удалось очернить Колумба, создать ему имя мечтателя и идиота по всей Европе до тех пор, пока его путешествие и его возвращение не принудили их к молчанию. Из-за этого акта мракобесия Генуя потеряла скипетр Нового Света; её остроумцы заработали на этом головной убор Мидаса и всеобщее презрение.

Предостережение зоилам новейшего времени, которые под наименованием философов воспроизводят в XIX веке мракобесие XV века, тщась обесславить теорию притяжения по страсти и социетарного механизма до того, как она была подвергнута должному суждению путем тщательного рассмотрения и опытной проверки, которая уже сокрушила и отвергла опыты номинальной ассоциации, предпринятые в Америке и в Англии. Отказ их соседей - как цивилизованных, так и дикарей - подражать им доказывает   изрядно, что для того, чтобы создать ассоциацию, недостаточно монастырского и произвольно  измышленного устава, а нужна новая и специальная наука, несомненно природосообразная благодаря своей математической правдивости и своему видимому соответствию страстям существ всякого пола, всякого характера, всякого состояния, всякого положения и всякого возраста, а в особенности - благодаря своей способности удовлетворить все партии, заставить их сразу   забыть, как ребяческие бредни, все их политические распри. Эти условия строго выполняются новым хозяйственным миром, и я буду о них напоминать на протяжении этого произведения, чтобы представлять доказательства их выполнения».

Шарль Фурье, Новый хозяйственный и социетарный мир / Избранные сочинения в 4-х томах, Том 4, М., Изд-во Академии наук СССР», 1954 г., с. 420-428.