Причины неприятия новшеств по Г.С. Альтшуллеру

В тексте ЖСТЛ указаны некоторые типовые причины неприятия новшеств.

Перечислим их в виде списка:

1. Плохое, нехудожественное, непопулярное изложение материала не даёт возможности специалистам понять суть предлагаемого новшества.

2. Полученные творческой личностью результаты противоречат общепринятым научным воззрениям (примеры: Земмельвейс, Бомбар). Согласиться с этими результатами, принять их - означает для специалиста вступить в конфликт с общественным мнением, признать, что и его - лично его! - старые знания ошибочны.

3. Результаты, полученные творческой личностью, не противоречат современным научным воззрениям, но признанию их мешает уязвленное самолюбие специалистов; изобретённые новшества, полученные открытия они воспринимают как подрыв своего престижа. Специалисты не желают даже знакомиться с новыми результатами, читать отчёты и статьи. Их позиция - в лучшем случае - такова: «Открыл? Ну и применяй сам. От нас-то тебе чего надо?»

4. Тема, разработанная ТЛ, не запланирована, потому что острой потребности в ней сегодня ещё нет. Естественно, что нет и специалистов по этой теме (разработчик-одиночка - единственный специалист; пример - К.Э. Циолковский).

5. Актуальность темы специалистам ясна, но эта тема… из другого ведомства. Типовое отношение к новатору: «Не лезь не в своё дело; есть специальные НИИ, которые этим занимаются… А ты почему не на своём рабочем месте?! Ты должен детали обтачивать, ну и иди...» Ведомственный подход может проявляться и при согласии специалистов на внедрение: из-за системности техники требуется перестройка ряда смежных областей; идея хорошая, но нужно новое оборудование (нужны новые материалы) - кто всё это будет делать?

6. Некомпетентность специалистов: неинформированность о последних достижениях науки и техники - не только в чужих областях, но и в своей собственной. Специалисты повышают эффективность в своей области за счёт наращивания сложности, дороговизны, точности, применения мощного математического аппарата, ЭВМ.

Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с. 358-365. 

 

Психологические барьеры неприятия Жизненной стратегии творческой личности