Формирование характера лидера – случай Фиделя Кастро

Из-за постоянных драк в школе, юного Фиделя Кастро родители решили перевести в новую школу:

«Новая школа, естественно, тоже была религиозной, но на сей раз принадлежала ордену иезуитов и именовалась коллегия Долорес. Католический орден иезуитов, основанный святым Игнасио Лойолой, исповедовал полувоенную дисциплину, беспрекословное подчинение младших старшим, строгие нравственные правила.

Именно эти человеческие качества помогут команданте и во время боевых действий в Сьерра-Маэстре, высадки наёмников на Плайя-Хирон и многолетнего противостояния с североамериканским Молохом.

Ведь и сам основатель ордена святой Игнасио Лойола был военным, а потом только духовным генералом ордена. Гимн иезуитов, торжественный и величественный, повествовал о извечном сражении ангелов с демонами: «Легионы Люцифера выступили в поход, и их черные штандарты затмили солнце. Орден Иисуса рвётся в бой. В бой! Толпа из преисподней да не охладит твоего пыла, да озарит твое чело мужество Игнасио».

Школа была платной и предназначалась для детей из высших слоёв кубинской аристократии и буржуазии, к которым принадлежал и сам Фидель Кастро. Ведь в то время его отец уже владел в провинции Ориенте, по меньшей мере, 10 тысячами гектаров земли. Но самое главное заключалось в том, что сама атмосфера новой школы, её монахи преподаватели, её подход к детям, её, что называется, просветительский дух выковали характер будущего команданте.

Его воспоминания об иезуитском колледже Долорес проникнуты самыми светлыми чувствами. «Они умеют формировать характер мальчишек, - говорит Фидель. - Если ты склонен к рискованным и трудно осуществимым поступкам, они, видя в этом проявление предприимчивости и упорства, не подрезают крылья птенцам. В школах, где я учился, я имел дело с испанцами, сочетавшими традиции иезуитов - их боевой дух, военную дисциплину - с испанским характером. Испанский иезуит умеет внушить небывалое чувство личного достоинства, чести, умеет ценить в человеке характер, прямоту, храбрость, способность переносить лишения. Эти качества они умеют доводить до совершенства».

Храбрость, прямота, честь - не эти ли достоинства до сих пор отличают Фиделя Кастро от большинства мировых лидеров современности, чьи не политические, но именно человеческие качества настолько мелки, приземленны, посредственны, что история поглощает их имена и бесцветные фигурки почти без остатка, оставляя в лучшем случае после себя короткую строчку петитом в учебнике истории. Кто вспомнит через двадцать лет Тони Блэра или испанского премьера Сапатеро? Их удел - река забвения.

О Кастро будут писать книги и через столетия. Как и о Сталине, о Мао. Как о Кеннеди. Теперь политических фигур такого ранга, похоже, и вовсе не встретишь в мировой политике. Фидель - последний.

Вряд ли уместно считать, что всё дело во влиянии монашествующих братьев коллегии Долорес. Ведь ни один из одноклассников Фиделя не достиг его уровня влияния и политической карьеры. И даже священниками стали единицы. Но всё же именно иезуиты сыграли роль того самого катализатора, того химического элемента, без которого никогда не случилось бы плавки характера, которую мы нынче называем харизмой Фиделя Кастро.

Эти монахи были самоотверженными людьми, исповедовавшими принципы нестяжательства и полной душевной самоотдачи собственным ученикам. Но вот что любопытно: в политике почти все придерживались правых, реакционных взглядов. В родной им Испании вовсю полыхала гражданская война, и учителя коллегии Долорес однозначно стояли на стороне диктатора Франко. Впрочем, и сам Фидель в ту пору ещё не был убеждённым левым. Однако с вниманием слушал своих друзей - молодых священников Амандо и Сегундо Льоренте, один из которых был миссионером на Аляске, а второй успел побывать санитаром на гражданской войне в Испании и поведал Фиделю свои самые тяжёлые воспоминания о том, как ему приходилось освидетельствовать расстрелянных республиканцев, перед тем как их закапывали в котлован. Отец Амандо освидетельствовал несколько тысяч трупов. Кем бы ты ни был: правым или левым, застывшие взгляды тысяч убитых заслоняли собой любую политику.

Левые взгляды окажут своё воздействие на Кастро уже в Гаване, куда он, окончательно оторвавшись от семьи, уедет для учебы в иезуитском Вифлеемском университете. Тоже элитарном, вновь - для избранных. В то время элитные колледжи по всему миру пропитаны духом свободы, равенства и братства. Именно здесь он впервые столкнётся с марксизмом, прочтёт ранние работы Ленина, вступит в революционный кружок, а затем и в Ортодоксальную партию, начнет издавать подпольную газету. В двадцать семь лет примет участие в неудачной попытке государственного переворота, предприняв вооруженный захват военных казарм Монкада. Переживёт тюрьму и ссылку. А через шесть лет, в возрасте Христа, встанет во главе кубинской революции. […]

Сухая статистика подтверждает, что в ходе революционных событий, а также на всем протяжении истории социалистического государства на Кубе, здесь не был расстрелян ни один священник и лишь единицы репрессированы - и те не из-за своих убеждений, а по причине пособничества контрреволюции. Та же статистика свидетельствует о том, что за все эти годы на Кубе не был закрыт ни один храм. Более того, среди повстанцев Кастро числился даже католический священник, легендарный майор Гильермо Сардиньяс. По собственной воле он примкнул к партизанам, чтобы читать проповеди крестьянам Сьерра-Маэстры и крестить их детей».

Лиханов А.А., Фиделиада: Фидель Кастро, каким мы его не знаем, журнал «Story», 2011 г., N 7-8, с. 133-134, 137.