Несторианство и несторианцы

Учение, приписываемое Несторию, хотя, считается, что аналогичные идеи были высказаны раньше его рождения…

Несторианцы считают, что Дева Мария родила Христа не от Бога, но от человека, и только после -  преодолев человеческую слабость - он возвысился до Сына божьего (мессии) и лишь тогда Он стал орудием спасения.

Несторианство особо подчёркивает важность подвигов Христа как человека. До крещения на Иордане, Христос как обычный, хотя и праведный человек исполняет иудейский закон, но во время крещения получает благодать Святого Духа, преображается на горе Фавор, страданиями и смертью на кресте выполняет послушание Богу, после чего силой Бога воскресает, что и становится победой над смертью…

Рассуждая аналогичным образом,  Несторий утверждал, что Дева Мария должна именоваться не «Богородицей», а «Христородицей».

Следующий пункт учения, вызвавший обвинение Нестория в ереси, состоит в признании во Христе двух самостоятельных (!) начал: Божественного и человеческого, причём каждая существует не слитно с другой, тогда как ортодоксальная богословская позиция признаёт «нераздельное и неслиянное» сосуществование природ в Богочеловеке.

«Но головную боль у Константинополя вызывали не только набеги варваров. Во время правления Зенона церковь продолжала серьезно беспокоить несторианство. По мнению последователей этого учения, Иисус был человеком, но для свершения великого промысла наделён божественным духом. Католики же считали, что Иисус в равной степени соединял в себе и человеческое, и божественное, то есть являлся богочеловеком. Учение о двух находящихся в определённой взаимосвязи ипостасях Иисуса - человеческой и божественной - было окончательно осуждено IV Вселенским собором в Халкедоне как ересь. Однако уже отвергнутое несторианство породило другую крайнюю версию относительно личности Христа - монофизитство. Богословы, разрабатывавшие это учение, считали, что у Христа может быть только одна собственная природа - божественная. Отсюда и название: «монофизитство» по-гречески - «одна природа, одно естество». В 451 году Халкедонский Вселенский собор осудил и монофизитскую ересь. Однако если влияние несторианства, вытесненного за пределы империи, пошло на спад, то монофизитство стало набирать силу. Особенно прочными позиции учения оказались в Египте и Сирии, то есть среди негреческого населения империи. Сторонниками монофизитства оказались патриархи Александрии и Антиохии, которые на равных вели дискуссию с патриархом Константинополя. А народные массы провинций использовали оппозиционное течение в христианстве как знамя протеста против засилья греков».

Айзек Азимов, Константинополь. От легендарного Виза до династии Палеологов, М., «Центрополиграф», 2007 г., с. 69-70.