Стадии развития наук и учёных: Прорыв – Быстрый рост – Зрелость по Г.И. Гуревичу

«В преддверии прорыва нужны пионеры - люди широких взглядов, самоотверженные и не очень практичные. Ведь они же затевают прорыв преждевременно, раньше, чем можно, и нередко раньше, чем нужно.

Прорыв осуществляют энергичные и напористые, сумевшие получить в своё распоряжение нужные средства, иногда только по должности. Так обессмертил себя Беринг, которому просто поручено было открыть пролив, между Америкой и Азией. И пролив был найден - Берингов.  И море Беринга. И острова Беринга.

Проворные и напористые нужны и в период быстрого роста, когда разрабатывается уже найденная золотая жила, открытия достигаются легко. Классический пример: открытие Мексики и Перу Кортесом и Писарро. После Колумба так ли трудно было найти ещё одну страну, ещё одну реку, ещё один хребет на материке Америки?

В период зрелости играет роль положение. Тут крупное открытие сделать уже не так легко, нужны мощные усилия большого коллектива. И слава достается тому, кому доверили самый мощный телескоп, самый мощный корабль. В наше время широко распространена идея, что только научная промышленность может найти что-то новое, ссылаются при этом на синхрофазотрон. И нобелевские награды присуждаются директорам институтов - хозяевам промышленного оборудования.

На склоне, когда метод, материал, инструмент исчерпали себя, процветают догматики, апологеты, толкователи и историки науки, проповедующие, что всё уже сделано великими людьми, нужно учиться у них и поучать молодёжь. И с усердием эти эпигоны душат оригиналов, готовящих прорыв на другом, совершенно, казалось бы, ненаучном, лженаучном участке. Обо всём этом я рассказывал в статьях и повести  «Делается открытие» (1978). Там цепочка характеров показывалась на фантастическом примере управления временем. В истории же науки примеров множество в любой отрасли».

Гуревич Г.И., Лоция будущих открытий: Книга обо всём, М., «Наука», 1989 г., с. 129-130.