Русская зависть по А.С. Кончаловскому

«Главным признаком восточноевропейской общины было отсутствие любой возможности выделиться, поднять своё благосостояние - эти попытки немедленно пресекались в самом корне. Отсюда так успешны были шаги советской власти по внедрению «уравниловки». В типологии крестьянского сознания, написанной аргентинским социологом Мариано Грондона, одним из основных признаков является зависть: «Возвышение или успехи соседа воспринимаются как угроза собственному благополучию». Эта ложная парадигма основана на крестьянском представлении о константе богатства, т. е. убеждение, что богатство не наращивается постоянным и общим трудом, а только перераспределяется, и, в силу этого «если сосед богатеет - то это за мой счёт»...

Хотел я и дальше развивать свои научные доводы об истоках русской зависти, но тут попался мне на глаза один интернет-форум. И я вдруг увидел, что не только я так думаю: многое из того, что я хотел написать, было высказано другим русским человеком. Дорогие читатели, поскольку знака авторских прав я не нашёл, то позволю себе процитировать некоторые фрагменты этого монолога, чтобы как можно больше людей их оценило.

Вот что пишет уважаемый автор Кирилл Навозников на форуме сайта «РоссеЯ - Zaozersk.ru»:

«Русская зависть - это мотор, это воздух, это стихия русской жизни... Самое отрицательное проявление русской зависти заключается в том, что в отличие от стран, которые мы уважительно и с традиционным пиететом называем цивилизованными... в России всё, что выделяется по своим достоинствам и качеству, откровенно ненавидят. Из зависти. Всё, что выходит за рамки среднего, серого, вызывает в русских настороженность, беспокойство, и когда русский человек понимает, что это... само по себе хорошо, он начинает это лучшее вокруг себя гнобить, искоренять - из зависти и из опасения, что на фоне этого он сам покажется недостаточно хорошим, ...практически во всём мире уважают успех, красоту, ум, талант и пытаются подражать, следовать за ними, прилагая усилия над собой. И только в России талант и всё ценное вызывает неприятие. Кто вспомнит, когда в России умные, талантливые, сильные и красивые люди признавались при жизни? Нет таких. Большинство из них (поэтов, инженеров, мыслителей) умирало рано, в нищете, под шумок завистливого русского общества... Зависть и недоверие ко всему, что выходит за пределы среднего и серого, болотная инертность и подленькое чувство «не выделяться, всё как-нибудь пережить и хорошо пристроиться» порождают в России, феномен тотальной стадности и круговой поруки, которую облюбовали любители русской старины, выдавая её то за соборность, то за общинность, то за природный русский коллективизм. Спросим себя, что двигало революцию 1917 года? Зависть! Зависть к дворянству, к «кулакам», к буржуям, к империалистическим странам. В итоге - кровавая Гражданская война и большевизм с повальными расстрелами и стукачеством, всеобщая, но средняя и одинаковая для всех - нищета.

Что двигало революцию 1991 года? Зависть! Зависть к номенклатурным карточкам, столовкам, партпайкам и дачам, к загранпоездкам и «Берёзкам». И все та же вечная зависть к загнивающему Западу. Советским людям сказали, что номенклатура жирует за его счёт, показали витрины западных супермаркетов... и советский народ молча и гордо пр....л все, за что заплатили огромную цену его отцы и деды десятилетия назад, все предав и все продав, рванув кто в большой хапок, кто - кому не повезло - на социальное дно...» (конец цитаты. – Андрон Кончаловский).

Благодарю, Кирилл, лучше не напишешь! Действительно, в России и по сей день общинно-родовое сознание проявляет себя со всех сторон, начиная от загаженного подъезда и заканчивая «классовой солидарностью» олигархов, которые готовы сдать или сожрать друг друга при первой же возможности.

От себя могу с горечью утверждать, что не знаю другой нации, которая была бы более зложелательна к успешным людям и жалостлива к падшим неудачникам...

Но всё-таки если находятся такие разумно мыслящие люди, как выше процитированный мною гражданин, то есть надежда, что мы со временем постигнем свою русскую суть, чтобы хоть как-то её изменить».

Кончаловский А. С.,  На трибуне реакционера / Андрей Кончаловский, Владимир Пастухов, М., «Эксмо», 2007 г., с. 116-118.