Неверие в социальный прогресс и разум по К.Н. Леонтьеву

«Русский смысл не в массе знаний, подавляющих только слабые умы большинства учащих и учащихся, а в способе освещения этих знаний, этой массы фактов, в так называемом «выходе в жизнь».

Мужик, например, не только молясь в Церкви, но даже и сидя в кабаке, уже тем умён и хорош, что он в прогресс не верит (т.е. в прогресс благоденственный и вечный). Он, когда ему случается подумать о чем-нибудь другом, кроме хозяйства, податей и водки, - думает, что «все мы под Богом», и «всё от Бога!»

Поэтому ему сразу (пока наше влияние его ещё не исказило) покажется даже смешным, если он услышит, что какие-то французы и немцы надеются усилиями своего разума устроить на земле, если не рай, то что-то приблизительное. И для этого одни насилием, бунтами, кинжалами, динамитом, а другие «машинами» и постепенностью, «говорильнями» и т.д. - хотят разрушить всё то, что было создано мудростью веков. Простолюдин найдёт эту затею глупою.

Так мыслит мужик, когда он удосужится помыслить; так думает он полусознательно, не размышляя много, - и действуя сообразно с этой стихийной, тёмной думой своей, он покоряется, верит и крестится. Разве такое мировоззрение есть непременно удел одной простоты и нежевества? Ничуть! Такое воззрение на неизбежность в жизни страданий, зла, обид, разочарований и даже ужасов, на невозможность устранить все это разумом, наукой и гражданской правдой и даже на огромную, косвенную пользу всех этих зол - вовсе не принадлежит только незнанию, или так называемой «наивности».

Такое воззрение на жизнь имеет даже и в области философской мысли особое название; этот род миросозерцания зовётся пессимизмом (pessimus по латыни значит - наихудший, optimus - наилучший, отсюда оптимизм, т.е. учение о том, что всё идет к наилучшему. Впрочем, эти термины грамматически или филологически прямо противоположные, - в философском смысле не всегда удачно противополагаются друг другу). Если мы философскому и религиозному пессимизму (т.е. - зло должно быть и, кто знает, может быть, все на земле идет к худшему) противоположим такой сложный термин: оптимизм прогрессивно-эвдемонический, то есть поступательно-благоденственный, - то, мне кажется, что это будет точнее).

Я сказал, что не одним только простым или невежественным, как говорится, людям свойственно придерживаться пессимистического неверия в прогресс.

Все положительные религии, создавшие своим влиянием, прямым и косвенным, главнейшие культуры земного шара, - были учениями пессимизма, узаконявшими страдания, обиды и неправду земной жизни. Даже весёлая религия греков и та учила, что «боги завидуют счастью людей и мучают их»».

Леонтьев К.Н., Как надо понимать сближение с народом?, в Сб.: Интеллигенция. Власть. Народ. Русские источники современной социальной философии: Антология. М., Институт философии РАН, 1993 г., с. 67.

 

Современное бытовое и научное мышление