История термина: «Cозидательное разрушение / Creative destruction»

«Термин «созидательное разрушение» (вариант: «креативное разрушение», нем, Schopferische Zerstdrung, англ. Creative Destruction) обычно связывается с именем известного экономиста Йозефа Шумпетера. Действительно, это понятие основательно разбирается им в седьмой главе известной работы «Капитализм, социализм и демократия», впервые опубликованной в 1942 году.

Однако Шумпетер не является здесь первопроходцем, разрабатывая теорию «созидательного разрушения» он опирался на труды своих предшественников, среди которых, прежде всего, следует назвать Карла Маркса, Макса Вебера и Вернера Зомбарта. Именно в книге последнего «Война и капитализм» (1913) впервые употребляется (пусть и не в точном виде) выражение «Schöpferische Zerstörung»: «Wiederum aber steigt aus der Zerstorung neuer schopferischer Geist еmроr...» (Снова вместе с разрушением возрастает созидательный дух). […]

Одно из первых упоминаний о позитивной роли разрушения обнаруживается в «Манифесте коммунистической партии» - отмечая положительную историческую роль буржуазии, Маркс пишет:

«Буржуазия не может существовать, не вызывая постоянно переворотов в орудиях производства, не революционизируя, следовательно, производственных отношений, а стало быть, и всей совокупности общественных отношений. Напротив, первым условием существования всех прежних промышленных классов было сохранение старого способа производства в неизменном виде. Беспрестанные перевороты в производстве, непрерывное потрясение всех общественных отношений, вечная неуверенность и движение отличают буржуазную эпоху от всех других. Все застывшие, покрывшиеся ржавчиной отношения, вместе с сопутствующими им, веками освященными представлениями и воззрениями, разрушаются, все возникающие вновь оказываются устарелыми, прежде чем успевают окостенеть». В данном контексте Маркс следует в русле диалектики Гегеля, писавшего про единство и борьбу противоположностей (например, «Диалектический момент есть снятие такими конечными определениями самих себя и их переход в свою противоположность».

Впрочем, вполне возможно и другое влияние - со стороны Михаила Бакунина. Известно, что «Манифест» Маркса был впервые опубликован 21 февраля 1848 года; годом ранее в Париже состоялось личное знакомство Маркса и Бакунина. Последний же в 1842 году опубликовал статью «Реакция в Германии», заканчивающуюся знаменитой фразой: «Доверимся вечному духу, он разрушает и уничтожает, потому что он неизмеримый источник и вечный творец жизни. Желание разрушения есть в то же время желание созидательное».

И позднее, во время работы над «Капиталом» Маркс пишет о связи между разрушением и созиданием: «Благодаря прогрессу промышленности средства труда обычно претерпевают постоянные перевороты. […] ... конкурентная борьба, в особенности во время решающих переворотов в технике, заставляет заменять старые средства труда ещё до их естественной смерти новыми средствами труда. Катастрофы, кризисы - вот что главным образом принуждает к такому преждевременному обновлению оборудования предприятий в широком общественном масштабе».

Говоря о влиянии Маркса на идею Шумпетера о «созидательном разрушении» необходимо помнить, что в то время, как Маркс приветствовал уничтожение ненавистного ему капитализма, Шумпетер являлся поклонником капиталистической экономики, отмечая, что все достижения современной цивилизации прямым или косвенным образом являются продуктами капиталистического процесса. Тем не менее, Шумпетер, как и Маркс, считал, что капитализм обречён; по мнению Шумпетера, его уничтожают его же собственные достижения.

Несмотря на несомненные разногласия, в сочинениях Маркса больше «Шумпетера», чем хотели бы марксисты; в свою очередь, в анализе Шумпетера больше «Маркса», чем хотелось бы самому Шумпетеру. Идея присутствия созидательного разрушения в процессе становления капитализма обрела своё продолжение в работах Вернера Зомбарта, по словам Ф. Энгельса, «единственного немецкого профессора, который понял «Капитал» Маркса».

«Для того чтобы капитализм смог начать своё развитие, потребовалось переломать кости естественному человеку, исполненному естественных порывов, потребовалось заменить самобытную, стихийную жизнь совершенно особым механизмом души, сформированным на сугубо рациональной основе, понадобилось произвести как бы переоценку всех жизненных ценностей и воззрений. Человек капиталистический (homo capitalisticus) представляет собой искусственное и искусное порождение, возникшее, в конечном счёте, из упомянутой переоценки». За этими словами Зомбарта читается полемика с его товарищем Максом Вебером: люди, способствовавшие становлению капитализма, по мнению Зомбарта состояли не только из «представителей наиболее духовных форм христианского благочестия», но по большей части из тех, для кого гордыня и алчность стали не грехами, а достоинствами».

Дмитриев С.Г., Слом ради созидания: о становлении теории «созидательного разрушения», журнал «Креативная экономика», 2011 г.,  № 12, с. 46-48.