О таланте и разуме по Люку де Клапье Вовенаргу

«Я считаю, что талант немыслим без деятельности. Считаю, что он в значительной степени зависит от страстей. Считаю, что он рождается из совместных усилий многих наших способностей и тайного союза наших склонностей с нашими познаниями. Когда одно из этих условий отсутствует, таланта либо нет вообще, либо он всего лишь несовершенный талант и у него можно оспаривать право на это имя.

Таким образом, талант в дипломатии, военном искусстве, поэзии - это не только природный дар, как можно было бы предположить; это многие достоинства ума и сердца, тесно и неразрывно связанные между собой.

Следовательно, чтобы стать поэтом, мало обладать воображением, пылкостью, умением живописать; надо ещё родиться с обострённой восприимчивостью к гармонии, с тончайшим чутьём к родному языку и склонностью к искусству стихосложения. По той же причине предусмотрительность, плодовитый и быстрый в военных вопросах ум не сделает человека великим полководцем, если эти таланты не подкреплены хладнокровием в опасности, телесной крепостью, столь нужной в таком многотрудном ремесле, и неутомимо деятельной натурой. С изобретательностью у таланта связана, как известно, самобытность, обнаруживающая себя то в слоге и чувствах, то в замысле, мастерстве, искусстве подбора и расположения материала; человек, который верен складу своего ума и впечатлениям от внешнего мира, носящим отпечаток его личности, не может и не станет прятать свою самобытность от тех, кто внимательно следит за ним. Не нужно, однако, думать, что самобытность исключает подражание.

Я не знаю ни одного великого человека, который не следовал бы образцам.

Руссо подражал Маро, Корнель - Лукану и Сенеке, Боссюэ - пророкам, Расин - грекам и Вергилию. Но, подражая, эти великие люди оставались самобытны, потому что были почти так же талантливы, как те, кого брали за образец; они развивали свою самобытность под присмотром этих наставников, с которыми советовались и которых подчас превосходили, тогда как люди просто умные - всего лишь слабые копиисты лучших образцов и никогда не поднимутся до их уровня. Это неопровержимо доказывает, что для подражания тоже нужен талант, и даже обширный ввиду многоразличности образцов; следовательно, подражание ничуть не исключает талантливости».

Люк де Клапье Вовенарг, Введение в познание человеческого разума, в Сб: Размышления и афоризмы французских моралистов XVI – XVIII веков, СПб, «Terra Fantastica», 1994 г., с. 316-317.