Детский театр-стадия Олега Табакова как креативный коллектив

«Дело в том, что история Театра Табакова началась задолго до того, как возникла сама идея его создания. В январе 1974 года Олег Табаков, в те годы директор и ведущий актёр театра «Современник», пригласил своих молодых коллег остаться после спектакля и поговорить о наборе детской студии при театре. В «Современнике» очень остро стоял тогда вопрос смены поколений, ежегодные показы выпускников столичных театральных вузов проблему не решали, и руководитель театра решил подойти к вопросу системно.

Если судить по свидетельствам участников встречи и по сохранившейся стенограмме, ничто в том ночном разговоре не предвещало не только шумного успеха нового дела, но и сам факт его создания. Старое здание «Современника» на площади Маяковского было обречено. Жить ему оставалось меньше года. Столичное начальство подписало театру приговор, расчищая место для автомобильной стоянки за спиной у памятника «лучшему, талантливейшему поэту нашей советской эпохи».

«Современнику» шёл восемнадцатый год. На Чистых Прудах заканчивалась реконструкция старого кинотеатра «Колизей», куда театр должен был окончательно переехать к началу  следующего сезона. Менялись язык и смысл театра. Его основателям было около сорока. Очень резко, со скрипом трамвая на повороте, менялось время. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев отмечал десятилетие своего прихода к власти.

...Начала того театра, который спустя много лет станет «Табакеркой», - именно там, в стылом и неуютном покое 70-х, в безвременье и безверии ракового корпуса советской жизни. Только в контексте той жизни можно попытаться понять причины, которые привели Табакова к идее создания детской студии. На мои многочисленные попытки дознаться у него самого, что заставило тогда одного из самых успешных и любимых актёров всерьёз заняться театральной педагогикой, Олег Павлович пожимает плечами и отвечает неопределённо: «Кризис в актёрском цехе театра».

Сложно говорить о кризисе, если в труппе - молодые Марина Неёлова, Юрий Богатырёв, Авангард Леонтьев, Константин Райкин; если именно в это время молодой режиссёр Валерий Фокин выпускает в театре «Валентина и Валентину» и «Провинциальные анекдоты». Мотив полуночного «бдения» в этом контексте ясен не до конца. Табаков поясняет: «Мы в своё время входили в театр не поодиночке, а поколением. Говорили на одном языке». Молодые же приходили в «Современник» из разных вузов - здесь и Школа-студия МХАТ, и Щукинское училище, и ЛГИТМиК, - именно этой самой «общности» им, судя по всему, и не хватало.

Эта простая табаковская мысль о том, что актёр должен входить в профессию не один, а целым поколением, стала первым принципом будущего театра - ещё задолго до того, как оформилась сама идея создания собственного театрального дела. Поскольку актёрское творчество коллективно по своей природе, рассуждал Табаков, - то самым естественным способом продления жизни театра было бы не приглашение отдельных талантливых актёров со стороны, а воспитание целого поколения - курса, студии - внутри своего театра.

Попытка создания своей студии у «Современника» уже была. Попытка, увы, не слишком удачная. В 1969 году в Школе-студии МХАТ был выпущен курс-студия «Современника», которым руководил Олег Ефремов. Олег Табаков поставил на этом курсе один из дипломных спектаклей - «Женитьбу» Н. Гоголя. Спектакль по путёвке ЦК комсомола был с большим успехом показан на молодёжных стройках Сибири, но путевки на сцену «Современника» он по разным причинам не получил.

Несколько выпускников курса-студии были тогда приглашены в труппу, и на этом эксперимент был завершён. Для театра, но не для Табакова. Ночной январский разговор 1974 года - прямое продолжение истории с «Женитьбой».

Вторая мысль, подсказанная отчасти собственной актёрской судьбой, а отчасти - неудачей с курсом-студией 1969 года, касалась ранней актёрской профессионализации. Уже на той первой ночной январской встрече 1974 года Табаков предложил набрать не курс в театральном вузе, а детскую театральную студию. Идея состояла в том, чтобы начать профессиональное обучение актёров с 14-летнего возраста. До революции в России актёров и танцовщиков для императорских театров готовили вместе в театральных училищах. Таких училищ было два - в Москве и Санкт-Петербурге. Оба они существуют и сегодня - это Академия имени А. Вагановой и Академия Большого театра. Правда, готовят там вот уже около ста лет только артистов балета. Ранняя профессионализация в области музыки также никогда не подвергалась сомнению - училище и школа при Московской и Петербургской консерваториях существовали всегда. С обучением для драматической сцены дело обстояло - и по сей день обстоит - совсем иначе.

Только осенью 2009 года должен открыться в Москве театральный интернат для особо одарённых подростков. Строят его на месте старого общежития «Табакерки» в переулке возле Чистых Прудов. Близится к осуществлению ещё одна мечта Олега Павловича. Мечта почти тридцатилетней давности.

Тогда, в 74-м, идея казалась новой и небесспорной. Одно дело театральный кружок при Дворце пионеров, детская актёрская студия. И совсем другое - профессиональная программа подготовки актёров. В первом случае - группа продлённого дня, кружок, в основе которого скорее любопытство, чем профессиональная подготовка. Впрочем, у каждого правила - свои исключения. Если рассуждать о том, что давало директору «Современника» надежду на успех его новой «авантюры», то нельзя не вспомнить кружок при Саратовском Дворце пионеров, где когда-то под руководством Натальи Иосифовны Сухостав начинал он сам. Оттуда он уезжал завоевывать Москву, туда возвращался со щитом первых театральных успехов. […]

Третьим принципом создания детской студии, о котором говорил со своими молодыми товарищами Табаков, был «учить собой». В спорте сегодня это называется играющий тренер. «Педагог, - утверждал Табаков, - только тогда будет по-настоящему убедителен в классе, когда сможет каждый вечер подтверждать сказанное собственной актёрской работой на сцене».

Склонный к метафорам и байкам «из жизни» Табаков - сколько этих баек могут вспомнить поколения его учеников и соратников! - любит рассказывать о том, как ещё до войны бабушка водила его по саратовскому базару и отбирала помидоры на засолку. «Она их отбирала поштучно, для себя. Актёров к себе в театр и учеников на свой курс я отбираю точно так же. Всегда думаю о том, захочется ли мне самому потом с ними играть», - поясняет Олег Павлович свою мысль.

Среди тех, кого директор «Современника» пригласил к участию в новом деле, были Андрей Дрознин, Авангард Леонтьев, Владимир Поглазов, Константин Райкин, Сергей Сазонтьев, Валерий Федченко, Валерий Фокин. Все - театральные практики: актёры, режиссёры. Трудно сказать, угадал ли тогда Табаков в каждом из них эту самую преподавательскую «жилку» или именно работа в Студии сделала их настоящими педагогами, но факт остается фактом - за тридцать с лишним лет все они почти без исключения реализовались в обучении актёрскому ремеслу, многие стали мастерами, руководителями актёрских курсов».

Александр Попов, Времени вопреки. История театрального подвала, в Сб.: «Табакерка». История театрального подвала, или 30 лет спустя, М., «Астрель», 2008 г., с. 21-26.