Театральный успех / результат по О.П. Табакову

«Слагаемые театрального успеха непросты и непривычны для людей, не связанных с театром. И всё же я попытаюсь объяснить, что же такое есть успех или успешность театрального события в моём понимании.

Успех - это последовательность усилий театра, или режиссёра, или актёра в реализации задач, которые они ставят перед собой сами.

На словах все вроде бы довольно просто, но на практике эта последовательность реализации оказывается чрезвычайно сложной. Ей мешает буквально всё: и тяготы семейной жизни, и перипетии общественной, и какие-нибудь материальные неурядицы, и, наконец, напряжённость «межличностных отношений» участников данного спектакля. Но всё это, по заветам отцов-основателей, должно и может преодолеваться нами ради конечного результата. В спектакле «Достигаев и другие» поп Павлин, пародируя «Марсельезу», произносит на церковный манер: «Отряхнем его прах с наших ног». Наверное, поэтому перед входом в Храм-Театр мы снимаем наши сапоги и надеваем сменную обувь.

Переступая порог театра, мы обязаны отрешиться от забот текущего дня, потому что наша работа не терпит суеты. Успех - это ещё и полный контакт с залом, партнёрами, радость взаимопонимания. Максимальная выдача того багажа, что накопился у тебя за душой на сегодняшний день. Излучение той энергии, которой актёр держит зал. […]

Для меня в понятие «успех» также входит и понятие востребованности зрителем того или иного театрального «продукта». Под продуктом я подразумеваю спектакли данного театра. Да простит Господь мой прозаизм, но успех это и цена товара. Ни для кого не секрет, что билеты в один театр стоят 50 рублей, а в другой - 500 рублей, хотя это вовсе не является гарантией того, что за максимальную цену вы получите исключительное, ни с чем не сравнимое зрелище. Но это есть безусловный показатель спроса: билеты по 500 рублей почему-то оказываются востребованными куда как интенсивнее, нежели билеты по 50 рублей. И с этим фактом не приходится спорить. […]

И ещё одно слагаемое успеха. В русском театре-доме, театре-семье по-прежнему остаются привлекательными или перспективность молодого дарования, или известность и знаменитость состоявшегося мастера. В России, как и во всём мире, с любовью и нежностью идут на актёра. Реальность успеха у зрителя чрезвычайно важна для артиста, потому что это безошибочный показатель его нынешней профессиональной формы, дающий возможность определить силу создающегося вокруг него «магнитного поля», притягивающего внимание зала к сцене.

Но важно и качество успеха. Оно во многом зависит от вкуса самого актёра, от той требовательности, с которой он способен подходить к своему созданию; одновременно с этим - от задач, поставленных режиссёром и - что невероятно важно - литературным текстом. Насколько глубоко познание, как играть именно этого автора, настолько серьёзным и профессиональным будет результат.

Если же актёр просто «гуляет по прилавку», демонстрируя набор своих талантов или уже отработанных возможностей, то в этом случае вполне применим термин так называемого «дешёвого» успеха. […]

... вполне возможно, что всё зависит от количества штампов, имеющихся в арсенале актера. Кто-то из рассказчиков вспоминает, как Михаил Михайлович Тарханов, полемизируя с кем-то из молодых коллег, отвечал: «Да, штамп. Но только у тебя их двадцать пять, а у меня - шестьсот двадцать пять и все - мои». Даже если на каждую роль применять по пять штампов, это какая же череда ролей должна «выстроиться в затылок» при таком багаже?! Короче, дело немало зависит и от того, кто и как».

Табаков О.П., Моя настоящая жизнь: автобиографическая проза, М., «Эксмо-пресс», 2000 г., с. 207-209.