Учение орфиков

Орфики считали себя последователями первого – ещё до Гомера – древнегреческого  поэта и певца Орфея.

Последователи учения противопоставляли свои взгляды мировоззрению древнегреческой родовой аристократии. Одна из идей орфиков – это протест против превращения людей в «говорящие орудия». Они считали, что тело раба принадлежит рабовладельцу, а душа – нет… Соответственно: земная жизнь – страдание; загробная – блаженство и вечный пир…


«Ядро орфических верований можно представить следующим образом:

а) В человеке временно пребывает божественное начало, некий демон (душа), оказавшийся в теле по причине изначального греха.

б) Этот демон не только предсуществует телу, но и не погибает вместе с телом. Он осуждён к реинкарнациям в последующих телах, и через серию рождений должен искупить изначальный грех.

в) «Орфическая жизнь» со своими путями и практиками есть жизнь уединённая и имеет целью положить конец циклу реинкарнаций и освободить душу от тела.

г) Для очистившегося (посвящённого в орфические мистерии) в ином мире обещана награда, для непосвящённых – наказание.

На некоторых табличках, найденных в захоронениях последователей орфических сект, среди прочего можно прочитать то, что составляет суть доктрины: «Возликуй, измученный страданием, ибо ты не страдал ещё. Из человека ты возродился в Бога»; «Счастлив и блажен будешь Богом более, чем смертным»; «Из человека родится Бог, ибо произошёл ты от божественного». Судьба человека, стало быть, в том, чтобы «быть возвращенным к Богам».

Джованни Реале и Дарио Антисери, Западная философия от истоков до наших дней, Том 1, СПб, «Петрополис», 1994 г., с. 8-9.

 

Воззрения орфиков явно повлияли на учения Гераклита, Парменида, Пифагора и Эмпедокла.