Метод диалектического материализма в «Кратком курсе…» И.В. Сталина

««В мире нет ничего, кроме движущейся материи...» «Мир есть движущаяся материя...» Данная философема была закреплена в работе И.В. Сталина «О диалектическом и историческом материализме» и приписана Марксу: «...Философский материализм Маркса  исходит из того, что мир по природе своей материален, что многообразные явления в мире представляют различные виды движущейся материи, что взаимная связь и взаимная обусловленность явлений, устанавливаемые диалектическим методом, представляют закономерности развития движущейся материи, что мир развивается по законам движения материи и не нуждается ни в каком «мировом духе».

Таким образом, с лёгкой руки «корифея всех наук» была осуществлена контаминация: философские позиции Ф. Энгельса и В. И. Ленина были выданы за философскую позицию  К. Маркса.

Данная работа И. В. Сталина вошла в вышедшую в 1938 г. «библию» режима - «История ВКП(б). Краткий курс».

Сразу же после выхода она была канонизирована. Специальным Постановлением ЦК ВКП(б) от 14 ноября 1938 г. она была объявлена «энциклопедией основных знаний в области марксизма-ленинизма», представляющей собой «официальное, проверенное ЦК ВКП(б) толкование основных вопросов истории ВКП(б) и марксизма-ленинизма, не допускающее никаких произвольных толкований».

КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Часть 3, М., «Госполитиздат», 1954 г.,  с.  316.

Недопущение «произвольных толкований» обеспечивалось партийной дисциплиной (для членов партии), государственной властью, судом и прокуратурой, органами НКВД, разветвлённой системой ГУЛАГа и т. д. Вот эта, с позволения сказать, «философия» и стала в Советском Союзе на долгие годы Единой Государственной Философией. Утверждением этой «философии» в стране был официально и насильственно навязан обязательный для всех уровень и стиль философствования. Мощный государственный идеологический бульдозер с инфернальной силой стал уравнивать философский (да и вообще человеческий) дух. Те философские головы, которые были хоть немного выше «тележной чеки» премудрости канонизированной догмы, но почему-то не желали или же не умели втянуться в плечи, безжалостно рубились с плеча. Кроме того, «обострение классовой борьбы» стало свирепствовать и в сфере философии».

Хамидов А.А., Путь открытий как открытие пути: философские искания Г.С. Батищева, в Сб.: Генрих Степанович Батищев / Под ред. А.А. Лекторского, М., «Росспэн», 2009 г., с. 29-30.