Анализ биографии творческой личности по Г.С. Альтшуллеру

Строго говоря, разработчики ЖСТЛ не изложили, как именно они анализировали биографии творческих личностей, но дали несколько рекомендаций в учебном задании своим Читателям. Цитирую:

Проведите анализ биографии личности, которую Вы считаете творческой. Для этого:

а) Определите цель, которую преследовал этот человек.

- Какова была избранная цель; менялась ли она в течение жизни?
- Опишите прототип, то есть, что было известным и общепринятым до постановки цели; в чём была новизна, непривычность поставленной цели?
- Почему выбранную творческой личностью цель следует считать достойной?
- Как была избрана цель (обстоятельства выбора цели)?
- Какова была концепция достижения поставленной цели; в чём была её новизна?

б) Была ли у выбранной творческой личности программа?

- Её распорядок дня. Как он изменялся в течение жизни, в разных условиях?
- В чём состояла программа достижения цели (если программа была)? Менялась ли эта программа в процессе достижения цели?
- Была ли программа на всю жизнь? В чем она состояла? Была ли достигнута? Как изменялась?

в) Какова была работоспособность творческой личности (покажите на примерах)? Как менялась работоспособность в течение жизни?

г) Какие задачи пришлось решать выбранной творческой личности? Задачи, связанные с достижением цели, с жизненным устройством. В чем состояло решение? Как были решены эти задачи (технология решения, особенности)?

д) Какие преграды пришлось преодолеть творческой личности в борьбе за признание, внедрение своего изобретения, открытия?

е) Можно ли выделить на примере рассматриваемой биографии удары судьбы, которые Вам кажутся типовыми? Каковы они? Каковы типовые же способы их отражения? (Разумеется, такое задание некорректно ставить на примере одной биографии творческой личности. Но ведь у человека есть информация не по одной только-сейчас-рассматриваемой биографии, поэтому, проводя этот анализ, необходимо все время оглядываться на свой жизненный опыт и на когда-то прочитанную литературу).

ж) Результативность: намечаемая и полученная итоговая. Их соотношение?

з) Были ли у творческой личности последователи, ученики, школа? Какие трудности возникали в связи с появлением последователей?

Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности, Минск, Беларусь, 1994 г., с. 387-388.

 

 

Кроме этого, на занятиях по ТРИЗ, Слушателям предлагалось письменно ответить на вопросы задания Шкала оценки прожитой части жизни

Интересно примечание, которое сделали разработчики в конце текста ЖСТЛ:

Стратегия не обязана предусматривать все возможные ходы внешних обстоятельств и творческой личности. Её цель – выявление основных закономерностей. Стратегия - не заменяет личный опыт и не предназначена для этого. Она служит дополнением к нему, обобщающим жизненный опыт предыдущих поколений Творческих Личностей.

Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности, Минск, Беларусь, 1994 г., с. 337.

 


Жизненная стратегия творческой личности.

 

  Плейлист ЖСТЛ Г.С. Альтшуллера.

 ЖСТЛ: Жизненная Стратегия Творческой Личности.

 ЖСТЛ Г.С. Альтшуллера.