Рынок общедоступного искусства по К.М. Кантору [продолжение]

Начало »

 

Сложносоставной продукт, с которым имеет дело рынок искусств, по-прежнему  именуется духовным, но духовное содержание рынок переместил из произведения  в область менеджмента.

Победившее третье сословие нуждалось в галереях, объясняющих клиентам,  почему данную картину надо покупать. Лоренцо Великолепный в услугах  галериста не нуждался, он сам понимал, что ему нужно; а вот Журдену, который  хочет быть как Лоренцо Великолепный, галерея необходима. Впоследствии  галеристов потеснили кураторы - пришла пора механизации производства,  массового характера художественной деятельности, и потребовались контролеры,  сортирующие художественные потоки. Куратор - это уже не продавец, но  менеджер по маркетингу.

Характерно, что профессия галериста при этом сохранилась, просто в искусстве  возник ещё один посредник. Сегодняшний рынок увеличивает количество  посредников при сбыте товара обратно пропорционально труду, затраченному на  изготовление продукта.

Известные эксперты авангарда зарабатывали на атрибуциях подделок - это  приносило стабильный доход» […]

Разумеется, прибыль от искусства целиком зависит от менеджмента. Объявив данное искусство символом свободного самовыражения, куратор вправе рассчитывать, что цивилизация (которая провозглашает свободу своей главной целью) хорошо данный символ оплатит. Профессия куратора сделалась куда более важной для искусства, нежели работа художника, -  подобно тому, как деятельность генерального менеджера нефтяной компании  важнее для бизнеса, чем труд рабочего, стоящего у помпы. […]

Подход к искусству был таким же, как в нефтяной отрасли: брали дешёвую  природную энергию, монополизировали добычу, повышали спрос, загоняли по  спекулятивным ценам. Этой дешёвой энергией стало пресловутое  «самовыражение», не обременённое ни знаниями, ни умениями, ни старанием. То,  что однажды было предложено авангардом в качестве протеста против  коммерциализации искусства, было цивилизацией присвоено и использовано для  наживы. Удобство данной энергии в том, что она исключительно легко  добывается - практически из любого персонажа, объявленного художником.  Разумеется, в этих условиях возрастает роль посредника - того, кто имеет  право выдавать сертификат на качество энергии. Сначала занялись авангардом двадцатых. На вторичный рынок выбросили немереное количество продукта, производили его штабелями. […]

Но подлинный расцвет художественного рынка связан с постоянным производством  дешёвой энергии - так называемого второго авангарда, символа свободы  победившей демократии. Высказывание Энди Уорхола «В будущем у каждого будет  пятнадцать минут славы» стало руководством к производству и сбыту. По сути,  стратегия современного художественного рынка повторяет стратегию финансовую:  замена золотого стандарта на бумажный эквивалент. Во имя движения вперёд  следует напечатать много купюр без обеспечения, всё равно завтрашний  прогресс заставит печатать новые. […]

Распространено мнение, будто рынок двигает искусство, помогает выявить  лучшее произведение. На деле все обстоит прямо наоборот - рынок всегда  способствовал забвению крупных художников, концентрируя внимание на салоне. 

Салон (то есть усредненное представление о моде и потребностях общества)  побеждал всегда. Штучный товар рынку неинтересен: Боттичелли, Эль Греко,  Рембрандт были забыты и умерли в нищете. Один из величайших художников  человечества Козимо Тура (сегодняшний читатель не знает этого имени, зато  знаком с успешным фигурантом рынка Энди Уорхолом) на склоне лет писал жалкое  письмо, адресованное синьору Эрколе д'Эсте, в котором просил три (!) дуката.  Не получил.

Судьбы Ван Гога, Модильяни, Филонова наглядно демонстрируют возможности  рынка...»

Кантор М.К., Продавцы вакуума, журнал «Эксперт» 2007 г., N 9.

 

Викентьев И.Л., Импульсные и долгоиграющие произведения.