Военный экраноплан «Каспийский монстр» Р.Е. Алексеева

«Ракеты» (суда на подводных крыльях – Прим. И.Л. Викентьева)  шли в серии с 1958 года, за ними последовали «Метеоры».

Корабли на крыльях перестали кого-либо удивлять, стали будничной частью нашей жизни, вроде троллейбусов или трамваев. И не только нашей жизни. В XXI веке «Метеоры» всё ещё продолжают исправно возить пассажиров в греческом Средиземноморье, и не только там - Алексеев же продолжал изобретать. В 1963 году, уже под самый конец пребывания отца (Н.С. Хрущёва – Прим. И.Л. Викентьева) у власти, он попросился к нему на приём. Отец принял Алексеева в Кремле. Тот рассказал, что задумал с помощью крыльев не просто приподнимать корабль над поверхностью воды, а вовсе оторваться от неё. Своё новое изобретение Ростислав Евгеньевич назвал экранопланом.

За счёт особой конфигурации теперь не подводных, а почти нормальных, воздушных крыльев между ними и землей (водой) создается подпор воздуха. На нём, как на подушке, и держится корабль-самолёт. Двигаться он может почти с самолётной скоростью, несколько сотен километров в час, а груза набирать по-корабельному много. Правда, высота полёта, вернее скольжения над ровной поверхностью, не превышала трёх-пяти метров, иначе эффект подпора исчезал. Холмы, холмики, овраги, буераки экраноплан преодолевать не умел. По мысли Алексеева, предназначение экраноплана: прибрежные морские или речные сообщения и ещё он давал возможность двигаться над болотами и равнинами тундры. Быстрый, вместительный,  экономичный, он, в отличие от гусеничных машин, не разрушал заросший полярным ягелем верхний слой почвы. В общем, не транспорт, а чудо.

Отец загорелся новой идеей, вновь обещал свою полную поддержку. Но оказать её не успел. Отца сменил Брежнев.

Экраноплан - уже не корабль, но ещё не самолёт, завис в межведомственном пространстве. Речники его от себя выталкивали, Аэрофлот принимать отказывался. К экраноплану он интереса не выказал. Алексеев попытался достучаться до Косыгина, но тот через помощника ответил, чтобы он обращался к своему министру. Совладать со смежниками-министрами Бутома не мог, пришлось им с Алексеевым запродаться военным.

Конструктор переделал почти готовый экраноплан в десантный корабль, пообещал на его базе спроектировать крылатый ударный ракетоносец. Своё слово он сдержал. На свет появился гигантский тысячетонный с восемью реактивными двигателями то ли самолёт, то ли корабль. В его фюзеляже могло разместиться до роты десантников в полном вооружении. В ударном варианте в нём монтировали контейнеры с челомеевскими крылатыми ракетами. Экраноплан испытывали на Каспии. Американцы его сфотографировали со спутника, окрестили «Монстром Каспийского моря» и никак не могли догадаться, что это за чудо-юдо. (Экраноплан  имел размах крыла - 38, м, длину - 92 м, максимальную взлётную массу - 544 тонны и до появления самолёта Ан-225 «Мрия» это был самый тяжёлый летательный аппарат в мире – Прим. И.Л. Викентьева).

Монстр на самом деле оказался монстром, высосал все соки из конструкторского бюро и завода, но так толком и не залетал. Вскоре Алексеев умер, а вслед за его смертью захирел и экраноплан.

Сейчас пара экспериментальных монстров догнивает где-то у пирсов провинциального Каспийска, а болотистую тундру рвут гусеницы грузовых и пассажирских вездеходов. Говорят, что там, где однажды проползёт такая машина, растительно-почвенный покров восстанавливается только через пятьдесят-сто лет. Или вовсе не восстанавливается, земля протаивает, вечномерзлая твердь превращается в болото…»

Хрущёв С.Н., Никита Хрущёв: Реформатор, М., «Время», 2010 г., с. 713.

 

К сожалению, многих талантливейших изобретателей и конструкторов на этапе внедрения подвела страсть в гигантизму…