Закон оценки состояния прогресса по Ю.М. Лужкову

«Один из интересных критериев оценки предложил Юрий Михайлович Лужков во время нашей с ним встречи, состоявшейся 15 сентября 2000 года.

Занимаясь в своё время проектированием приборов аналитического контроля для химической промышленности, он вывел простой до гениальности закон оценки состояния прогресса, который не сразу и не всем становится понятным.

Звучит он так: «Произведение идеи на металл есть величина постоянная».

Действительно, чем эффективнее идея, тем меньше требуется металла для решения конкретной проблемы. И наоборот: слабые идеи требуют перерасхода металла. Изготовление таких изделий требует больших затрат времени, труда, материалов, энергии и денег.

Поэтому в интересах прогресса необходимо генерировать всё более качественные коммерческие идеи, продвигать все более эффективные научно-технические решения. Данный закон можно сформулировать и иначе, например: произведение идеи на бетон есть величина постоянная. Причём здесь дело не в кирпиче или металле, а в принципе: все это касается любой материалоемкости и даже количества бумаг, документов и количества слов, выражающих какую-то ценную для общества мысль.

Теперь о единицах измерения. Конечно, несложно измерять металл и бетон в килограммах, тоннах или кубометрах, но как же измерить мысль? Пожалуй, можно измерять в люмах (Лужков Юрий Михайлович). Люм - это отношение эффекта к массе затраченного материала. Таким образом можно, по сути, оценить степень прогрессивности любой технической и управленческой идеи. При этом масса металла, бетона, стекла, пластмассы, дерева или количество слов в тексте, как конструкционных элементов, соотносится с эффектом, измеряемым в рублях или других благах. Например, мысль, составляющая суть гениального изобретения Зингера, завоевавшего с  помощью оригинальной иголки всё мировое швейное производство, оценивается в 0,999 люмов. Здесь следует учитывать не только материал, но и простоту изготовления. Примерно также можно оценить относительно современные изобретения - микропроцессор, радио и телевидение, транзистор, большие пластиковые бутылки для напитков, шариковые ручки, самолеты, ракеты, экранопланы, лазер, мазер и другие выдающиеся изобретения».

Леонтьев Б., Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе, М., «Акционер», 2002 г., с. 123.