Жермена де Сталь, издаёт трактат: О литературе, рассматриваемой в связи с общественными установлениями

Жермена де Сталь, издаёт трактат: О литературе, рассматриваемой в связи с общественными установлениями / De la littérature considérée dans ses rapports avec les institutions sociales, где автор прослеживает взаимовлияние религии, нравов, законодательства и литературы.

Одной из первых, кто стал рассматривать женщину, как творческую личность, была писательница Жермена де Сталь. Вот что они писала в самом конце XVIII века:

«Христианству обязаны мы отменой рабства. Ему же человечество должно быть благодарно за то, что научилось наслаждаться жизнью семейственной и сострадать несчастным. У древних отвратительный институт рабства отравлял отношения даже внутри семейств. Повсеместно отцы распоряжались жизнью и смертью своих домашних, родители подкидывали новорождённых, права супруга приближались к правам отца, наконец, все гражданские законы чем-то походили на то ужасное установление, которое предавало одного человека во власть другого и разделяло людей на два класса, из которых один не имел никаких обязательств перед другим. В этих обстоятельствах о полной свободе нечего было и думать. Женщины оставались рабынями всю свою жизнь, дети обретали некоторую самостоятельность лишь в юности.

В ту пору, когда в Римской империи царил безудержный разврат, женщины могли получить свободу, лишь навсегда простившись с добродетелью; христианство даровало им равенство - по крайней мере в том, что касается нравственности и веры. Сделав брак священным таинством, христианство укрепило супружескую любовь и все связанные с нею чувства. Учение об аде и рае сулит одинаковые воздаяния людям обоего пола. Евангелие проповедовало частные добродетели, скромную безвестность и набожное смирение; женщины могли быть причислены к лику святых наравне с мужчинами. Чувствительность, беззащитность, развитое воображение располагают к набожности. Неудивительно, что в первые века распространения христианства в Европе женщины оказывались более ревностными сторонницами новой религии, чем мужчины.

Узнав, что такое христианская вера и домашний очаг, кочевые народы сделались осёдлыми; они поселились в раз и навсегда избранной местности, начали жизнь общественную. Законы религии легли в основание бытия гражданского. Тогда-то женщины сделали первый шаг к тому, чтобы стать полноправными членами общества. Тогда-то люди вкусили счастье семейственное. Избыток могущества лишает доброты, извращает благородные порывы; владыка слишком привык повелевать и внушать страх, чтобы сохранить в сердце чувства и добродетели. Чем независимее стала женщина, тем счастливее сделался мужчина, питающий к ней нежные чувства: он смог поверить, что любим, ощутил себя избранником свободного существа, по доброй воле подчиняющегося его желаниям. Прозрения ума и заметы сердца множились вместе с новыми идеями и впечатлениями, и заново родившиеся души после долгих лет прозябания вступали в жизнь нравственную.

Женщины не создали подлинно значительных сочинений, и тем не менее они оказали литературе великую услугу, ибо общение с этими живо и тонко чувствующими существами пробудило множество мыслей в умах мужчин. Взглянув на мир с совершенно новой точки зрения, мужчины, если можно так выразиться, увидели все предметы в двойном свете. Прежние трактаты и учения изображали человека таким, каким он желает выглядеть в глазах ближнего; доверительные отношения с любимым существом позволили понять нравственную природу человека как он есть. Жалость жила в глубине человеческого сердца испокон веков, однако мораль древних зиждилась на силе, и лишь христиане положили в основу морали сочувствие. Воинственное прошлое древних отразилось даже в учении стоиков, которые призывали человека подавлять собственные страсти с пылом поистине боевым. Древних моралистов мало заботило чужое счастье; их идеалом было не служение ближним, а независимость от них».

Жермена де Сталь,  О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями,  М., «Искусство», 1989 г., с. 156-157.